Лицо российской науки

Л.А. Ашкинази

По данным, опубликованным Высшей школой экономики, поддержка со стороны государства молодых кандидатов и докторов наук способствовала как абсолютному, так и относительном росту данной когорты ученых. Прежде всего, исследовательский корпус страны помолодел; сейчас он на четверть (25,4%) состоит из лиц в возрасте от 30 до 39 лет и примерно на одну пятую (18,4%) — в возрасте до 29 лет. Всего за 2006—2017 годы численность исследователей в возрасте до 39 лет увеличилась с 117,1 до 157,8 тысячи человек, а их удельный вес в общей численности исследователей вырос с 30,1% до 43,9%. При этом ученые в возрасте от 30 до 39 лет составляют самую многочисленную возрастную группу исследователей — 91,4 тысячи человек.

pic_2018_10_07-2.jpg
    Динамика численности исследователей в России: 2006—2017 (тыс чел)
 pic_2018_10_07-3.jpg

Удельный вес выпускников, принятых на работу в организации, выполнявшие исследования и разработки, в общей численности выпускников образовательных организаций высшего образования (%)

Однако социальные ожидания по поводу научной карьеры остаются не самыми оптимистичными. Только треть граждан страны — 32% — считают профессию ученого удачным выбором для своего ребенка. Академическая карьера привлекает лишь десятую часть студентов дневных отделений высших учебных заведений, в то время как более половины — 58% — ориентируется на работу в коммерческом секторе, 17% собираются пойти в бюджетный сектор, 15% — на госслужбу. Действительность по сравнению с этими планами еще печальнее: в 2017 году лишь 1% выпускников вузов связал карьеру с наукой, а занявших исследовательские должности и того меньше — 0,7%.

Низкая привлекательность профессии ученого во многом обусловлена стереотипными представлениями о ней: более чем половине населения (53%) она кажется скучной. При этом подавляющее большинство граждан считает ученых альтруистами, которые хотя и помогают решать трудные задачи (80%), работают на благо человечества (72%), но за свой труд получают меньше, чем представители других профессий при аналогичной нагрузке (42%). Кстати, по данным Росстата, в 2017 году среднемесячная заработная плата работников, выполнявших исследования и разработки, на четверть (24,7%) превышала значение показателя по экономике в целом.

pic_2018_10_08.jpg

Среднемесячная заработная плата персонала, занятого исследованиями и разработками (ИР)

Отсюда следует, что повышение привлекательности научной карьеры требует не только улучшения условий труда исследователей и устранения нефинансовых барьеров в науке, но также реализации мер по укреплению имиджа профессии ученого. Огромная ответственность тут лежит на средствах массовой информации, особенно электронных. Помнится, когда-то, когда профессия ученого была престижна, телевидение показывало не то, что оно показывает сейчас, а фильмы про отчаянных людей, которые раскрывают секреты человека, атома и Вселенной.

Подготовил Л.А.Ашкинази на основании сообщения Т.В.Ратай, А.И.Нефедова, «Привлекательность научной карьеры в России», Экспресс-информация СИЭЗ НИУ ВШЭ, issek.hse.ru от 3 октября 2018 года.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 10/2018) на с. 7 — 8.