«Химия и Жизнь», Май 2013

В номере:

Магнит чувствует электрическое поле
Проблемы и методы науки
А.П. Пятаков, А.К. Звездин
Сегодня убедить читателя в важности магнитов стало проще: достаточно сказать, что магнит почти наверняка есть у него дома (на дверце холодильника и в микроволновке), в кармане (в сотовом), десятки магнитов — в компьютере и автомобиле. В промышленности и медицине их вообще не счесть, и физика элементарных частиц без них не обходится — они стоят и по всему периметру ускорительного кольца, и в большинстве детекторов элементарных частиц.
Между ядом и лекарством
Проблемы и методы науки
Открытию пенициллина, произведшего в свое время революцию в медицине, мы обязаны случайности. У Александра Флеминга заросло плесенью несколько чашек со стафилококками, и он заметил, что вокруг колоний плесневых грибков бактерии не растут. Современная наука на случай не полагается и ищет новые препараты целенаправленно. С 80-х годов прошлого века для этой цели используют комбинаторные библиотеки — множество молекул со сходной структурой.
Улучшение самоцветов
В.В. Благутина
Для одних это способ вложения денег, для других — коллекционные экземпляры, а третьи считают их элементом престижа. Их ценят за цвет, блеск, долговечность и отличное соотношение «цена/объем». Точную статистику по добыче и стоимости дать сложно, поскольку добыча многих драгоценных камней в удаленных районах развивающихся стран обходится сравнительно недорого. Чтобы получить представление о масштабах, можно привести такие цифры: в 2008 году объем торговли необработанными алмазами составлял 12,7 миллиардов долларов, а в начале 2000-х годов объем торговли цветными камнями достигал 6 миллиардов долларов в год.
Пять металлов и много мяса
Л. Стрельникова
Премиксы - это добавки в корма для сельскохозяйственных животных и птицы. Они содержат необходимые витамины, аминокислоты и микроэлементы, и в конечном итоге влияют на качество тех продуктов, которые попадают на наш стол.
Редкая соль земли
Полуоткрытая статья
Тяжелые металлы для жизни вредны. Радиоактивные — тем более. Однако в конце XX — начале XXI века именно тяжелые металлы обеспечили своего рода революцию в сельском хозяйстве: в КНР площади культур, которые удобряют редкоземельными элементами, стремительно растут и уже исчисляются миллионами гектаров. Каким образом металлы, расположенные в таблице Менделеева далеко за вреднейшими медью и кадмием, помогли повысить урожай самой многонаселенной страны планеты в среднем на 5—15%, а в отдельных случаях и в полтора, и в два раза?
О женском чутье
Проблемы и методы любви
М.Л. Бутовская, Е.В. Веселовская
Одна из самых интересных тем этологии человека — роль, которую играет обоняние в нашем восприятии мира и поведении. А уж если речь идет о любви, исследователям обеспечено внимание самой широкой аудитории.
Слон
Андрей Лободинов
Голографическая реклама настойчиво предлагала купить слона.
—Кошки и собаки — так банально! Игуаны и пауки — экзотика прошлого века! Купи себе слоника! Карликовый слон некогда населял Мальту и острова Додеканес в Греции. К сожалению, это забавное существо вымерло, но ученые восстановили ДНК животного и возродили вид специально для того, чтобы ты мог насладиться его компанией. Карликовый слон — прекрасный компаньон! — уверяла Бориса симпатичная девушка с голограммы...
Как доходит до жирафа
Полуоткрытая статья
Жираф большой. Это самое высокое наземное животное планеты. Шестиметровый рост обеспечивает ему как несомненные преимущества, так и проблемы, одна из которых даже нашла отражение в фольклоре — до жирафа долго доходит. В буквальном смысле. Нервы у него очень длинные.
Чайные двойники
Что мы пьем
А.С. Садовский, И.А. Соколов
Тизаны - это напитки, которые напоминают чай, но не содержат кофеина. Некоторые из них мы знаем сравнительно недавно, например, африканский ройбос (ройбуш), а некоторые, такие, как иван-чай, давно известны в нашей стране.
Аллергия на пыльцу и не только
В. Благутина, Е. Сутоцкая, Е. Клещенко
Главное боевое отравляющее вещество березовой пыльцы называется Bet v 1 (betula по-латыни «береза»). Этот белок дал название целому семейству аллергенов. Исследование международной группы ученых показало, что пыльца пыльце рознь и опасность ее напрямую зависит от этого компонента. Чем больше мы узнаем о нем, тем скорее поможем аллергикам.
Стронций: факты и фактики
Откуда он взялся? Как связано поступление радиоактивного стронция в окружающую среду с ядерной энергетикой? Почему содержание стронция измеряют относительно кальция? Чем опасен радиоактивный стронций? Как накапливается стронций в организмах? Накапливается ли стронций в грибах? Какую роль играет стронций в организме? Как лечат радиоактивным стронцием? Как стронций применяют в технике?
Плитки Йогансона: загадке больше века
Л. Хатуль
Плитки Иогансона (в эпоху борьбы с «низкопоклонством перед Западом» их переименовали в «концевые меры») нужны для проверки точности измерительных инструментов, а еще они иллюстрируют некоторые интересные физические явления.
Игра стеклянных бус
Другие вещи
М. Демина
Самое древнее стекло — это небольшая бусинка, найденная при раскопках в Египетских Фивах, — датируется XXI веком до н. э. Египтяне, провожая человека в мир иной, старались предвосхитить все его потребности и желания в загробной жизни: чего только не находят в захоронениях фараонов и знати! По ним можно отследить многие технические достижения древних цивилизаций. Находят и украшения — из золота, драгоценных камней и... цветного стекла. В гробнице Тутанхамона, например, стеклянных изделий было много, и среди них — подарок археологам — бесцветное прозрачное стеклышко, по-видимому, одно из первых, сделанных человеком.
Посмотри в лицо мандрила
Люди с голубой кожей часто появлялись в фантастике XX века. Бело-голубоватое лицо марсианки Аэлиты все помнят. Но как же это так? Великие фантасты не соизволили подумать о том, что у млекопитающих, по большому счету, всего два пигмента — черный эумеланин и желто-рыжий феомеланин? Многие позвоночные и не различают синий цвет, иными словами, он не может понадобиться ни для маскировки, ни для привлечения внимания. Так откуда возьмется синяя кожа у высших приматов?
Креветки
Морозильники наших магазинов полны креветок. Развесные и расфасованные, большие и маленькие, чищеные и в панцире, они розовеют под слоями льда и полиэтилена. Их покупают как деликатес к праздничному столу и в качестве готовой закуски к пиву.
Друг мой, враг мой