Химия и Жизнь - Михаил Златковский | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 1988 №10

Михаил Златковский


Юрий Акопян

pic_1988_10_53.jpgМихаил Михайлович Златковский родился в 1944 году в деревне Христофоровка Тамбовской области. Окончил Московский инженерно-физический институт, пять лет проработал на кафедре «Электрофизические установки». С 1972 года занялся графикой. В 1976–1981 годах был художественным редактором журнала «Химия и жизнь», сейчас он редактор отдела оформления журнала «Природа и человек». Член Союза журналистов и Союза художников СССР.

Златковский — обладатель более пятидесяти наград всесоюзных и международных конкурсов по карикатуре, мультипликационному кино, в том числе — Гран-При в Монреале и Габрово в 1987 г. В том же году ему была присуждена премия им. Б. Полевого за иллюстрации в журнале «Юность».

Постоянным читателям нашего журнала хорошо памятны рисунки М. Златковского, которые начали появляться с 1973 года, сопровождая с неизменным успехом то короткие заметки, то большие проблемные статьи. Назовем здесь лишь некоторые его иллюстрации к нашим публикациям: «Про узлы» (1977 №7), «Что есть истина» (1978 №1), «Откуда берутся гены» (1978 №11), «Вероятностный мир и вероятностный язык» (1979 №6), «Вода» (1980 №8), плакаты на третьей стороне обложки в 1980 году, «Третий шаг в глубь материи» (1983 №5).

Еще со времен греческих демократий известен почти афористичный критерий нравственного здоровья: «С грамотности начинается человек, а ЧЕЛОВЕК — с иронии над самим собой». Переводя это парадоксальное утверждение в категории общественной жизни, можно сказать, что жизнеспособным социумом будет тот, который смотрится в зеркало сатиры.

Однако в истории мировой культуры, и нашей в том числе (с мало известного сейчас указа Екатерины II о скоморохах, предписывающего примерно вразумлять насмешников, до печально знаменитого остракизма, коему был подвергнут Михаил Зощенко), врачевателю смехотерапией — сатирику — была уготована роль изгоя. И все же, прекрасно понимая свою драматическую судьбу, он сознательно следует избранной дорогой.

Творчество М. Златковского большей частью известно в нашей стране иллюстрациями в журнале «Химия и жизнь». Главная же его работа — карикатура, широко представленная на зарубежных выставках, лет пятнадцать не пользовалась популярностью у нашего зрителя по причине полного отсутствия на страницах печати и в выставочных залах. Ну разве что несколько рисуночков в «Литературной газете» середины семидесятых годов. Может быть, помните вырезанную на деревянной груди Буратино фразу «Мальвина — дура»?

И рисовать бы и дальше художнику «в стол», и посылать бы листы проблемной графики на заграничные вернисажи, если бы не апрель восемьдесят пятого. Впрочем, в таком же положении оказалась вся наша нонконформистская субкультура, в первую очередь — культура парадоксального мышления. Общество, с «чувством глубокого удовлетворения» проваливающееся в болото застоя, не испытывало острого желания узнать истоки своих болезней. Одна из этих болезней, едва ли не самая хроническая — мифотворчество. Подобный миф — «победоносное строительство» препарирован М. Златковским в рисунке начала семидесятых годов (Гран-При на Габровском биеннале 1987 г.). Читателям «Химии и жизни» он известен как иллюстрация к статье В.В. Налимова «Вероятностный мир и вероятностный язык».

Нередко сатирик по едва заметным частностям может предугадать конечный результат зарождающегося социального процесса. Так было с экологией, наркоманией, милитаризмом, защитой прав человека — со всеми явлениями, ставшими со временем глобальными. Такую же футурологическую работу с удивительным результатом проделывал Златковский, соприкасаясь с миром научных идей. Острый, совершенно неожиданный рисунок сопровождает у него обстоятельное, вполне академическое повествование. И вдруг переводит рассказанное из сферы, интересующей только посвященных, в разряд проблем, затрагивающих абсолютно всех. Удивителен дар художника прозревать общечеловеческий смысл в мире отвлеченных истин.

Конечно, способ иронической «сшибки» далеко не всем по вкусу, он неудобен, раздражает, шокирует. Как правило, общество позволяет себе (и это уже очень много!) лишь терпимость к «странным» рисункам, чаще даже грустным, чем смешным.

Но фантасмагории М. Златковского при ближайшем прочтении очень быстро превращаются в реалии окружающего нас мира. И здесь, в обобщенной форме, в отсутствие конкретных знаков времени, маленький человек, герой художника, превращается в ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА. Правда, для этого превращения необходима прямая сопричастность зрителя.

pic_1988_10_54.jpg

pic_1988_10_55.jpg

pic_1988_10_56.jpg

pic_1988_10_57-1.jpg

pic_1988_10_57-2.jpg
Публикуемые здесь рисунки М. Златковского входят в цикл "Homo sapiens". Они сделаны в 1971–1977 годах. Тушь, бумага, цветной карандаш.
 
 
Разные разности
Пирожное как источник топлива
На волне интереса к биотопливу появилась идея использовать невостребованные хлебобулочные изделия в качестве сырья для биотоплива. А почему бы и нет? Хлеб содержит много крахмала. Он легко расщепляется ферментами на молекулы сахара, которые затем дро...
Универсальное противоядие
Ученые Исследовательского института Скриппса изучили нейротоксины, вырабатываемые многочисленными ядовитыми змеями и создали универсальное противоядие против ядов крайтов, тайпанов, кобр и мамбы.
Быстрая мода против долгой жизни
Быстрая мода сделала брендовую одежду доступной для всех. Она стоит дешево, зато и внешний вид теряет быстро, уже через несколько недель активной носки, и надо идти покупать новую. Но быстрая мода — это вредный бизнес, опасный для окружающей сре...
Пишут, что...
…космический телескоп Джеймс Уэбб, наблюдавший за окружающей средой двух молодых протозвезд, обнаружил на крошечных частичках ледяной пыли многочисленные сложные органические молекулы… …газообразный водород из гидротермальных источников превра...