Михаил Михайлович Златковский родился в 1944 году в деревне Христофоровка Тамбовской области. Окончил Московский инженерно-физический институт, пять лет проработал на кафедре «Электрофизические установки». С 1972 года занялся графикой. В 1976–1981 годах был художественным редактором журнала «Химия и жизнь», сейчас он редактор отдела оформления журнала «Природа и человек». Член Союза журналистов и Союза художников СССР.
Златковский — обладатель более пятидесяти наград всесоюзных и международных конкурсов по карикатуре, мультипликационному кино, в том числе — Гран-При в Монреале и Габрово в 1987 г. В том же году ему была присуждена премия им. Б. Полевого за иллюстрации в журнале «Юность».
Постоянным читателям нашего журнала хорошо памятны рисунки М. Златковского, которые начали появляться с 1973 года, сопровождая с неизменным успехом то короткие заметки, то большие проблемные статьи. Назовем здесь лишь некоторые его иллюстрации к нашим публикациям: «Про узлы» (1977 №7), «Что есть истина» (1978 №1), «Откуда берутся гены» (1978 №11), «Вероятностный мир и вероятностный язык» (1979 №6), «Вода» (1980 №8), плакаты на третьей стороне обложки в 1980 году, «Третий шаг в глубь материи» (1983 №5).
Еще со времен греческих демократий известен почти афористичный критерий нравственного здоровья: «С грамотности начинается человек, а ЧЕЛОВЕК — с иронии над самим собой». Переводя это парадоксальное утверждение в категории общественной жизни, можно сказать, что жизнеспособным социумом будет тот, который смотрится в зеркало сатиры.
Однако в истории мировой культуры, и нашей в том числе (с мало известного сейчас указа Екатерины II о скоморохах, предписывающего примерно вразумлять насмешников, до печально знаменитого остракизма, коему был подвергнут Михаил Зощенко), врачевателю смехотерапией — сатирику — была уготована роль изгоя. И все же, прекрасно понимая свою драматическую судьбу, он сознательно следует избранной дорогой.
Творчество М. Златковского большей частью известно в нашей стране иллюстрациями в журнале «Химия и жизнь». Главная же его работа — карикатура, широко представленная на зарубежных выставках, лет пятнадцать не пользовалась популярностью у нашего зрителя по причине полного отсутствия на страницах печати и в выставочных залах. Ну разве что несколько рисуночков в «Литературной газете» середины семидесятых годов. Может быть, помните вырезанную на деревянной груди Буратино фразу «Мальвина — дура»?
И рисовать бы и дальше художнику «в стол», и посылать бы листы проблемной графики на заграничные вернисажи, если бы не апрель восемьдесят пятого. Впрочем, в таком же положении оказалась вся наша нонконформистская субкультура, в первую очередь — культура парадоксального мышления. Общество, с «чувством глубокого удовлетворения» проваливающееся в болото застоя, не испытывало острого желания узнать истоки своих болезней. Одна из этих болезней, едва ли не самая хроническая — мифотворчество. Подобный миф — «победоносное строительство» препарирован М. Златковским в рисунке начала семидесятых годов (Гран-При на Габровском биеннале 1987 г.). Читателям «Химии и жизни» он известен как иллюстрация к статье В.В. Налимова «Вероятностный мир и вероятностный язык».
Нередко сатирик по едва заметным частностям может предугадать конечный результат зарождающегося социального процесса. Так было с экологией, наркоманией, милитаризмом, защитой прав человека — со всеми явлениями, ставшими со временем глобальными. Такую же футурологическую работу с удивительным результатом проделывал Златковский, соприкасаясь с миром научных идей. Острый, совершенно неожиданный рисунок сопровождает у него обстоятельное, вполне академическое повествование. И вдруг переводит рассказанное из сферы, интересующей только посвященных, в разряд проблем, затрагивающих абсолютно всех. Удивителен дар художника прозревать общечеловеческий смысл в мире отвлеченных истин.
Конечно, способ иронической «сшибки» далеко не всем по вкусу, он неудобен, раздражает, шокирует. Как правило, общество позволяет себе (и это уже очень много!) лишь терпимость к «странным» рисункам, чаще даже грустным, чем смешным.
Но фантасмагории М. Златковского при ближайшем прочтении очень быстро превращаются в реалии окружающего нас мира. И здесь, в обобщенной форме, в отсутствие конкретных знаков времени, маленький человек, герой художника, превращается в ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА. Правда, для этого превращения необходима прямая сопричастность зрителя.
|
Публикуемые здесь рисунки М. Златковского входят в цикл "Homo sapiens". Они сделаны в 1971–1977 годах. Тушь, бумага, цветной карандаш. |