Павлин и закрытие открытий

Любовь Стрельникова

pic_2022_09_28.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

Недавно была в Серпухове и в какой-то момент поняла, что мне на глаза постоянно попадаются павлины. Нет, не живые — нарисованные, маленькие и большие. Попался даже один гигантский — на глухой торцевой стене жилого дома.

Спрашиваю — что за любовь такая к павлинам в Серпухове? А мне отвечают — так это же символ нашего города, он у нас на гербе нарисован. Помилуйте, говорю, откуда павлины в Серпухове? Гуси, утки, сойки, цапли — да. Но павлины-то здесь отродясь не водились. А кто его знает, говорят, может, жили тут давным-давно.

В общем, решила я внести ясность в этот вопрос, который меня озадачил. И в соответствии с научным подходом стала смотреть литературу и разговаривать с орнитологами.

Ну конечно. Не было здесь никаких павлинов. Этой тропической птице нужны тепло и влага. Поэтому живет она в теплых странах.

Возможно, что, привозили ее из заморских далей как диковинку для зоопарка в своей усадьбе. Но это были редкие, единичные случаи. В природе павлин здесь не водился. А почему же тогда он попал на герб Серпухова? Или это не павлин?

Гербы и печати на Руси вошли в моду в Средние века. Их учреждали монархи и представители высшего сословия, чтобы обозначить свою власть. Причем герб должен был подчеркивать какую-нибудь особенность владельца.

Вообще, все русские князья занимались охотой, а потому превосходно знали природу своей вотчины. Поэтому на гербах городов Залесской Руси чаще всего изображали животных, особо почитаемых в этих местах. Так, на гербе древнего Пскова появилась рысь, на гербе Ярославля — медведь на задних лапах, на гербе Суздаля — сокол, украшенный короной, на гербе Ростова Великого — олень.

Все это указывало на особую значимость животного мира в повседневной жизни людей на этих территориях.

В Серпухове не было павлинов. Зато были в изобилии глухари. Эту крупную птицу с размахом крыльев до полутора метров и весом до пяти килограммов заслуженно зовут царем лесной чащи. Глухарь очень любит сосновые боры, а их вокруг Серпухова много. В самом Серпухове есть район Заборье — то есть за бором. Так что топонимика хранит память о сосновых лесах.

Если сравнить внешний вид токующих самцов глухаря и павлина, то окажется, что оба необычайно схожи. Оба раскрывают хвост веером. Только у глухаря веер не такой большой, перья покороче, сам веер плотнее и компактнее. Но в целом — картинка одинаковая. Да это и понятно. И глухарь, и павлин представители одного семейства фазановых.

Первый герб Серпухова составил в середине 1720-х годов заместитель герольдмейстера Франц Санти. Этому уроженцу Италии, составлявшему герб, павлин был, несомненно, ближе и роднее, чем наш северный глухарь. Может, и рисовал он глухаря, а все равно получился павлин. Ну а за 300 лет придумать обоснование, почему вдруг появился павлин на гербе, конечно, можно было. Этой версией со мной поделился кандидат биологических наук В.И. Перерва, и она очень похожа на правду.

Вот так ошибки людей, а то и прямые подделки, порождают мифы. И случаются они не только в обыденной жизни, но и в науке. Все больше стало появляться в научной печати публикаций, закрывающих открытия, давние и совсем свежие. Расскажу лишь о нескольких.

Почти сто лет в библиотеке Мичиганского университета хранится рукописная страничка, написанная Галилео Галилеем. Этот документ всплыл в 1934 году, когда попал на аукцион. Он представляет собой черновик письма, которое написал Галилей венецианскому дожу. В письме он рассказал о своем телескопе и о наблюдениях за Юпитером. А подлинник этого письма хранится в Государственном архиве Венеции.

Недавно американский историк Ник Уайлдинг придирчиво рассмотрел этот документ, особенно водяные знаки на бумаге, и понял, что и бумага, и сам документ родом из 30-х годов ХХ века. Независимая экспертиза в Мичиганском университете подтвердила выводы Уайлдинга.

И это, увы, не единичная история. Ученые из Йельского университета недавно доказали, что знаменитая карта Винланда, которую считали древнейшей картой Америки, фальшивка, изготовленная в XX веке. Да, ее нарисовали на пергаменте XV века, однако выдали подделку чернила, содержащие титан. Они явно были родом из начала прошлого столетия.

Интересно, сколько таких нераскрытых фальсификаций хранятся в архивах и вводят в заблуждение историков?

А вот сюжет из другой оперы. Исследователи, опираясь на огромный массив систематизированных исследований, предложили признать серотониновую теорию развития депрессии необоснованной. Хотя именно серотониновая теория — одна из самых популярных среди врачей и пациентов. О ней пишут в учебниках, и она хорошо объясняла, почему развивается эндогенная депрессия.

Согласно этой теории, депрессия развивается, когда нарушается баланс биогенных аминов — дофамина, норадреналина и серотонина. Как эта теория подтверждается? А просто — клинически. При назначении антидепрессантов, которые влияют на метаболизм или концентрацию этих нейромедиаторов, состояние пациентов улучшается.

Но теперь выяснилось, что у людей с депрессией активность серотонина не снижается по сравнению с людьми без депрессии. Так что доказательств нет. Но почему же тогда помогают антидепрессанты, влияющие на обмен серотонина?

Еще одна история — из палеонтологии. О том, как отменили открытие предка змеи. Ученые считают, что предками змей были ящерицы, которые жили около 125 миллионов лет назад. Но почему они потеряли конечности? Хорошо было бы найти переходное звено — уже не ящерицу, но еще не змею. И такое переходное звено нашли в 2015 году.

Палеонтолог из Портсмутского университета обнаружил хорошо сохранившийся экземпляр окаменелости небольшой змееподобной рептилии с четырьмя лапами возрастом около 120 миллионов лет. Эту окаменелость недавно передали из частной коллекции в аренду Юрскому музею в Германии, и она попала на глаза исследователю. «Четырехногая» змея сразу стала знаменитой. Вот оно — переходное звено! Вроде бы и змея, но при этом с лапками.

Конечно, палеонтологи принялись придирчиво изучать это чудо. Но чудо оказалось не переходным звеном, а ящерицей из семейства долихозавров. Так что это открытие недавно закрыли.

Закрытия часто случаются в астрономии. В 2020 году астрономы сообщили, что зафиксировали очень яркую вспышку в одной из самых удаленных галактик, находящейся в созвездии Большой Медведицы. Вспышка длилась 245 секунд, и астрономы решили, что видят гамма-всплеск или взрыв сверхновой.

Но прошло еще два года, и польские астрономы закрыли открытие своих коллег. Оказалось, что вспышка — это результат отражения солнечного света от разгонного блока «Бриз-М» российской ракеты «Протон», который попал в поле зрения спектрометра.

Перефразируя Пушкина, хочется сказать: «О, сколько нам закрытий чудных готовят просвещенья дух…» И это нормально для науки, ведь истина рождается как ересь и умирает как заблуждение. Видите, начала с павлина в Серпухове и вон куда вырулила.