Дайте вирусов и побольше

Любовь Стрельникова
pic_2023_03_24.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

В природе все так хитро устроено, что каждый ее обитатель — это и едок, и пища одновременно. Комаров едят лягушки, лягушек — птицы, птиц — лисы. Получается цепь, состоящая из звеньев. Каждое звено — это биологический вид, который ест и которого едят.

Первое звено цепи никого не ест — это грибы, водоросли и растения. Хотя тут есть исключения — плотоядные растения, которые едят насекомых. В конце цепочки стоят хищники, они только едоки, но не пища. Никто в природе не есть крокодила и леопарда.

На самом деле, все не так линейно. Обычно с каждым звеном цепи можно связать не одно, а несколько других звеньев. Например, траву едят не только коровы, но и другие животные, люди в том числе. А коровы — это пища не только для человека. Так что это, скорее, не пищевая цепь, а целая пищевая сеть.

Меня всегда интересовал вопрос — а вот вирусы? Их кто-нибудь ест? Их же гигантское количество в природе! Науке уже известно несколько тысяч видов вирусов, а общее их количество, возможно, приближается к миллиону.

Вирус — это, конечно, мелочь исчезающего размера. От 15 до 400 нм. Но все-таки это материальный объект. И в нем на самом деле много вкусненького — нуклеиновые кислоты, аминокислоты и липиды. То есть белки и жиры.

Если добавить к ним немного сахарку, то есть углеводов, то получится вполне сбалансированный обед. Есть ли кто-нибудь, кто эту вкусноту уписывает за обе щеки? Существуют ли настоящие хищники для вирусов?

И вот недавно ученые из Университета Небраски-Линкольна получили ответ на этот вопрос. Да, у вирусов есть хищники, которые с удовольствием их едят и извлекают из них энергию.

Исследователи работали с хлоровирусами, или вирусами хлореллы. Их можно найти в сырой пресной воде, то есть в любой луже, любом водоеме. Их цель — это микроводоросли, в которые они должны влезть и там поселиться. Хлоровирусы крупные, если не сказать гигантские. Их открыли 40 лет назад.

Исследователи взяли образцы воды из пруда, в котором обитали разные микроорганизмы, подбросили им хлоровирусы и стали наблюдать. Долго ждать не пришлось.

Уже через день стало ясно, что исследователи осчастливили инфузорию Halteria. Она с удовольствием поглощала вирусы и полученную от еды энергию направляла на размножение.

За два дня популяция Halteria разрослась в 15 раз, а количество хлоровирусов в воде уменьшилось в 100 раз. В контрольных пробах, где вируса не было, популяция Halteria не росла вообще.

Значит, Halteria — хищник для вирусов. Чтобы убедиться в этом окончательно, исследователи прицепили к хлоровирусам флуоресцентную метку. А затем наблюдали, как начинали светиться зеленым светом инфузории, набившие свое брюшко хлоровирусами. Ученые подсчитали, что крошечная инфузория способна съедать от 10 000 до миллиона вирусов в день.

Один вирус в среднем весит 9 фемтограмм, то есть 9∙10-15. Значит, одна инфузория может съесть 9 нанограммов вирусов в день. Но этих инфузорий в водах планеты огромное количество, а вирусов — гигантское.

Значит, в данном случае речь идет о вполне ощутимом процессе переноса энергии и вещества по пищевой цепи. И это — весьма значимый процесс для биосферы в целом. А для науки — фундаментальный результат.

А я вот думаю — а чем коронавирус хуже вируса хлореллы? Тоже питательный и калорийный. И наверняка есть микроорганизмы, которые его едят. Понимаете, к чему я клоню?