Рожденная в огне

М. Демина

«Как называется этот камень?» Молодая женщина с неподдельным восхищением склонилась над витриной, где за стеклом на темно-синем бархате лежала брошь, загадочно мерцающая льющимся изнутри небесно-голубым светом. Глубина, чистота и насыщенность цвета очаровывали. Но это не камень, а эмаль.

При слове «эмаль» сразу вспоминаются эмалированные кастрюли, чайники, миски с незатейливыми розово-голубыми цветочками. Эмалированная посуда, еще совсем недавно безраздельно царившая на кухне, теперь медленно, но верно вытесняется металлической, стеклянной, пластмассовой. Эмалированные ванны и раковины заменяют на современные акриловые и керамические, сделанные из мраморной или гранитной крошки. И только ювелирная художественная эмаль, рождающаяся в огне, объединяющая в себе два несовместимых на первый взгляд материала — металл и стекло, столетиями сохраняющая первозданную яркость красок, остается во все времена дорогой, изысканной, элитарной.

pic_2011_09_64.jpg
Иллюстрация: Н. Ларкина

Эмаль (фр. email) — это прочное легкоплавкое стекло, которое в порошкообразном состоянии наносится на металлическую основу и сплавляется с нею при температуре около 900°C. Эмаль бывает прозрачной — бесцветной или цветной — и непрозрачной, как говорят, глухой. Состоит она из кремнезема, борного ангидрида и красителей — оксидов металлов. Оксид кобальта дает разные оттенки синего — от нежно-голубого до сине-черного. Оксид меди — зеленого, от бирюзового до изумрудного. Бесцветная прозрачная эмаль получается при добавлении оксида свинца — свинцового сурика. Если нужен оттенок красного — от бледно-розового до пурпурного, — используют оксид кадмия и соединения золота. Белый цвет, от холодно-снежного до тепло-молочного, дают оксиды цинка и олова. В качестве основы берут красную медь, высокопробные серебро и золото, иногда алюминий металлы, температура плавления которых выше температуры обжига эмали. Медь и ее сплавы тускнеют при обжиге за счет образования оксидной пленки, поэтому их обычно покрывают непрозрачной глухой эмалью. Она называется «опаковой» и всегда имеет глубокий сочный цвет. Прозрачную эмаль наносят на золото и серебро. Сквозь ее тонкий слой благородный металл светится особенно ярко и выразительно. Собственный чистый блеск эмали, играющий, переливающийся в зависимости от угла зрения, дополнительно насыщает цвет металла и создает эффект свечения изнутри. Частично прозрачные, нежно-молочного цвета эмали называются опаловыми.

Эмалевое покрытие не только красиво, оно защищает металл от коррозии и воздействия агрессивных сред — кислот, щелочей, морской воды. По прочности, твердости и долговечности эмаль не знает себе равных — украшения с эмалью, многие сотни лет пролежавшие в земле и найденные при археологических раскопках, сохраняют блеск, цвет и яркость, которые придали им древние мастера.

Эмаль наносят на металл разными способами. Самый простой выемчатая эмаль, когда в металле делают выемку-углубление. Ее заполняют эмалью и обжигают. Сложнее — перегородчатая эмаль. На золотой, медной или серебряной пластине намечают контур рисунка или орнамента. Точно по нему припаивают тоненькие ленты-полоски того же металла, толщиной не более одного миллиметра. Получившиеся перегородки образуют открытые и замкнутые ячейки, похожие на детскую мозаику. Их доверху наполняют эмалью разных цветов. После обжига поверхность выравнивают полировкой и шлифованием, и перегородки становятся незаметными. Получается разноцветный узор, сверкающий ярче натуральных камней, с четкими контурными линиями.

В России перегородчатая эмаль исполнялась по филиграни (лат. filum — вить, granum — зерно) или, что то же самое, по скани (от древнерусского «съкати», означающего «скручивать, свивать»). Сканью называется скрученная проволока, узоры из которой выглядят легко, воздушно, оригинально. Часто скань украшали зернью — изящными золотыми или серебряными бусинами. После обжига эмаль не шлифовали, чтобы не повредить верхний край скани. Русская эмаль по филиграни уникальна. Она выглядит необычайно эффектно и самобытно: золото или серебро, обрамленное ажурным узором, просвечивает сквозь блестящую многоцветную прозрачную эмаль. Кольца, серьги, браслеты, шкатулки, флаконы, коробочки для пудры и румян, украшенные эмалью, были и остаются предметами роскоши.

Термин «эмаль» до XIX века в России не употреблялся. Он появился, когда технической эмалью начали покрывать чугун и листовую сталь для защиты от коррозии. До того эмаль называлась греческим словом «финифть».

Вершина искусства художественной эмали — сплошная расписная живописная эмаль, то есть рисунок-миниатюра, выполненный эмалью на металле и закрепленный обжигом. Но об этом в следующий раз.

Разные разности
Желтки против пожелтения
Пробы красочного слоя, взятые с картин художников эпохи Возрождения, показали, что в них помимо пигментов и масла присутствуют еще и небольшие следы белка, который мог попасть в краску вместе с желтком. Действительно точно известно, что Леонардо да&n...
Споры против полиуретана
Ученые создали биоразлагаемый материал с помощью почвенных штаммов бактерии Bacillus subtilis, способных разрушать термополиуретан. Решение очень простое — подмешать бактерии к полимерам. Причем не сами бактерии, а их споры, которые остаютс...
Бактериофаги против дезодорантов
Метагеномный анализ кожной флоры позволил найти главного злоумышленника, виновного в резком запахе пота — это бактерии Staphylococcus hominis. Но можно ли от них избавиться, не убивая другие кожные бактерии? Исследователи предложили логичное реш...
Липучка против трипсов
Химики ищут замену инсектицидам, подсматривая за тем, как разные растения сами защищаются от вредных насекомых. Некоторые растения выделяют липкие вещества из так называемых железистых волосков. К ним прилипают насекомые-вредители и погибают. Эта стр...