Огненная живопись

М. Демина

Вы знаете, как выглядели первые русские ордена — наградные знаки, вручавшиеся за верную службу царю и Отечеству? Это были эмалевые миниатюры (лат. minium — киноварь для раскрашивания рукописных книг) — портреты Петра I в золотых оправах, украшенные драгоценными камнями. Носили их на груди на лентах или бантах. В 1698 году молодой русский император привез из Англии несколько эмалевых портретных миниатюр, так поразивших его удивительной яркостью и чистотой красок, тончайшей прорисовкой деталей, гармонией цвета, что он немедленно повелел мастерам Оружейной палаты освоить новый вид искусства — «огненную живопись».

pic_2011_10_65.jpg
Иллюстрация: Н. Колпакова

К концу XVII века мастера-эмальеры Москвы, Новгорода, Великого Устюга, Сольвычегодска (до XVI века — Усольск) в совершенстве владели всеми техниками эмали: по гравировке, чеканке, выемчатой, по филиграни на золоте, серебре и меди. Эмалевыми вставками украшали иконы и оклады церковных книг, посуду, ювелирные украшения, оружие и даже мебель. Цветовая палитра поражала богатством и разнообразием оттенков. Особенно хороши были серебряные филигранные изделия с прозрачной эмалью сине-зеленых тонов. Русская эмаль высоко ценилась в мире — своим праздничным, нарядным многоцветием она выгодно отличалась от европейской, в частности, знаменитой лиможской гризайли — эмали в серых тонах по темному фону.

Исполняя царский указ, русские мастера начали овладевать искусством росписи по эмали. Сначала это были стилизованные фигурки людей и животных, простые узоры и цветочные орнаменты. Затем — бытовые сценки, моменты сражений и охоты, зарисовки на библейские и сказочные сюжеты. К середине XVIII века в России появляется живописная портретная миниатюра на эмали. В Академии художеств открывается эмальерный класс.

Давайте понаблюдаем за процессом рождения эмалевой миниатюры.

На тонкую медную, выпуклую с лицевой стороны пластинку — круглую, овальную или прямоугольную, длиной от двух до двадцати сантиметров — наносится в несколько слоев грунт — растертая в порошок и смоченная водой белая эмаль. Каждый слой хорошо высушивается и обжигается в муфельной печи при температуре около 800°C. Эмаль расплавляется и становится блестящей и гладкой. На нее, как на холст, огнеупорными красками наносится роспись, эскиз которой предварительно рисуется на бумаге. Краски — это оксиды и соли металлов, смешанные со скипидаром и эфирными маслами, например, лавандовым. Каждая краска имеет собственную температуру плавления и только после обжига обретает свой истинный цвет и блеск. Сколько проб надо сделать мастеру, чтобы точно подобрать нужный оттенок цвета! Роспись осуществляется послойно, и каждый слой сушится и обжигается отдельно. Готовое изделие покрывается фондоном — прозрачной эмалью, усиливающей блеск и сияние изображения. Художник-эмальер должен иметь огромный опыт и терпение, безупречный вкус и интуицию, наметанный глаз и крепкие руки. Эмаль не прощает небрежности в работе: плохо загрунтованная пластина обязательно покоробится, недосушенная — вздуется, перегретые краски «утонут», расплывутся, а недогретые сделают эмаль пористой, шероховатой.

Эмалевые живописные миниатюры русских мастеров конца XVIII—начала XIX веков привлекают живой пластикой, выразительностью, лиризмом. Спокоен и тверд Петр I на овальной, размером 7 на 9 см, миниатюре Григория Мусикийского, хранящейся в Эрмитаже. Император слегка опирается на ствол пушки. Его губы чуть улыбаются. Через левое плечо перекинут малиновый плащ с меховой опушкой, на правом — ярко-синяя лента ордена Андрея Первозванного. Позади него светится золотом шпиль Петропавловской крепости. Почти неуловимые переходы тонов придают портрету тонкость, легкость, реалистичность.

В 1842 году мало известный ювелир, француз Густав Фаберже основал в Петербурге фирму, просуществовавшую почти 80 лет. Ее художники-ювелиры достигли небывалых высот в искусстве эмалевой росписи. Роскошные табакерки и портсигары, дорогие настольные украшения, пасхальные яйца-сюрпризы расписывались в технике гильоше — разновидности эмали по гравировке.

На золото или серебро наносился узор в виде повторяющихся штрихов, полос, лучей, кругов так, чтобы на один миллиметр приходилось от трех до пяти линий. При такой плотности глаз воспринимает не отдельную черточку, а переливы светлого и темного тонов. Покрытая цветной прозрачной эмалью поверхность металла становится фантастически красивой — блеск и мягкое свечение завораживают, создают ощущение гармонии и покоя.

Живописная эмаль, рожденная в огне, вобравшая в себя неиссякаемую творческую фантазию и неукротимую волю мастера, обманчиво хрупкая, притягательно загадочная, волшебно воздушная, внутренне просветленная, своими не тускнеющими красками несет в вечность жизнь, застывшую лишь на одно мгновение.

Разные разности
Желтки против пожелтения
Пробы красочного слоя, взятые с картин художников эпохи Возрождения, показали, что в них помимо пигментов и масла присутствуют еще и небольшие следы белка, который мог попасть в краску вместе с желтком. Действительно точно известно, что Леонардо да&n...
Споры против полиуретана
Ученые создали биоразлагаемый материал с помощью почвенных штаммов бактерии Bacillus subtilis, способных разрушать термополиуретан. Решение очень простое — подмешать бактерии к полимерам. Причем не сами бактерии, а их споры, которые остаютс...
Бактериофаги против дезодорантов
Метагеномный анализ кожной флоры позволил найти главного злоумышленника, виновного в резком запахе пота — это бактерии Staphylococcus hominis. Но можно ли от них избавиться, не убивая другие кожные бактерии? Исследователи предложили логичное реш...
Липучка против трипсов
Химики ищут замену инсектицидам, подсматривая за тем, как разные растения сами защищаются от вредных насекомых. Некоторые растения выделяют липкие вещества из так называемых железистых волосков. К ним прилипают насекомые-вредители и погибают. Эта стр...