Петух в зеркале

Л.Н. Стрельникова
pic_2024_01_09.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

Обладают ли животные сознанием, как люди? Хотя бы в малой степени?

Есть ли окно, которое позволит нам заглянуть в разум животного? Да, есть! Это — зеркало. Ученые придумали специальные экспериментальные тесты с зеркалом, которые называются «зеркальное самоузнавание».

Их несколько, они разные, но есть ключевой зеркальный тест — решающий. Животному наносят цветное пятно на морду или другую часть тела, которую он не видит без зеркала. Ну, например, на лоб или нос. Затем его подводят к зеркалу и смотрят, что он будет делать.

Если животное начинает искать это пятно на своем теле, чтобы от него избавиться, стереть, например, то это показывает нам, что животное распознает свое отражение и понимает, что в зеркале — это оно.

До сих пор этот тест проходили шимпанзе, бонобо и орангутаны, азиатские слоны, дельфины, сороки и рыбы-чистильщик. В менее выраженной форме эта способность присутствует у макак, капуцинов и голубей.

Вообще-то есть сомнение в универсальности этого поведенческого теста. Какой-то он очень уж человеческий. Мы же можем допустить, что есть животные, которым наплевать, есть ли у них пятно на лбу или нет. Поэтому они тест проваливают.

Видимо, это простое рассуждение беспокоило и самих ученых. И вот появился новый зеркальный тест — специально для петуха. Куры и петухи всегда с треском проваливали классический тест на зеркальное распознавание. Их совершенно не интересовали пятна и точки, на них нарисованные, и они никак на них не реагировали.

Но означает ли это, что они не обладают самосознанием? Совершенно не обязательно. Просто надо подкорректировать тест под петуха, под его естественное поведение. Что и было сделано. Теперь зеркальный тест учитывает поведение не людей, а петухов в природе.

Известно, что петухи предупреждают своих сородичей специальными криками, когда появляется хищник, например хищная птица или лиса. Но если поблизости нет сородичей, птицы обычно молчат, чтобы не выдать себя и остаться незамеченными. Такое поведение и легло в основу нового зеркального теста.

В клетку, разделенную на две части решеткой, посадили двух петухов. Затем на потолке над одним из них проецировали тень хищной птицы. И другой петух в другой половине клетки, который видел эту тень, своим клекотом предупреждал сородича, что рядом хищник. Если же в клетке петух был один, то при появлении хищной птицы он помалкивал.

А потом вместо решетки, разделяющей клетку, поставили зеркало. Теперь петух мог видеть только свое отражение. То есть в клетке было двое — петух и его отражение. Опять на потолке замелькала тень хищной птицы. И что же? Петух помалкивал! Как воды в рот набрал. Значит, он распознал в зеркале себя, понял, что предупреждать некого, и включил режим тишины.

Тут, конечно, не все так однозначно, как и в любом эксперименте с животными.

Но ясно одно. Классический зеркальный тест надо адаптировать под разные виды животных, учитывая их естественное поведение в природе. И тогда выяснится, что сознанием обладает большинство из них.