Кактус и Мышка

Наталья Войцык
(«ХиЖ», 2025, №5)
pic_2025_05_64B.jpg

Жил-был в одной бухгалтерии одного большого завода один маленький Кактус. Сидел он себе в горшке около большого компьютерного монитора. Его туда принесли, чтобы он там работал над поглощением зловредных электромагнитных излучений. Сам Кактус над этим тихонько посмеивался, но вся бухгалтерия так решила, и даже главбух распорядилась на горшке написать инвентарный номер: типа, Кактус — это прибор такой.
Кактусу от этих общественных бухгалтерских мыслей было ни холодно ни жарко, он вообще цветок неприхотливый. Поливают раз в неделю — и прекрасно.
Сплющенный зеленый колобок с длинными иголками тихонько рос в горшке на столе, дремал целыми днями под разговоры. Когда становилось скучно, Кактус раздумывал над странностями людской логики, решал ненароком подслушанные загадки. Чего еще надо от жизни обычному офисному цветочку? Своей жизнью Кактус был в принципе доволен.
И вот одним поздним вечером, когда Кактус уже почти уснул, кто-то вдруг как дернет его за иголку! Зацепил и выдирает из бока, прямо больно так! Кактус резко проснулся. На столе рядом сидела мышь. Серая такая Мышка.
И кактусовую иголку лапами выкручивала, зараза такая!
— Это что за дела?! — воскликнул Кактус недовольно. — Мышь! Ну-ка, брось! Вроде молодая еще для маразму…
— Вы меня простите, — ответила Мышка. — Но я исполняю свой долг. Ничего личного.
— Какой еще долг? — удивился Кактус. — Или проспорила кому? Имей в виду, колючка у меня сильно острая. Да и не одна, а целый пучок! Самой-то не больно?
— Больно, — Мышка тяжко вздохнула и снова дернула иглу. — Но это приговор общества, и я его исполняю.
— Эй-эй, меня-то не приговаривали! — запротестовал Кактус, он окончательно ошалел от такого заявления. — Заканчивай тут иглы драть и разъясни: кто кого и за что?
— Дело не в вас, дело во мне. — Мышка отпустила иголку и развела лапками. — Общественное мнение. Вы слышали когда-нибудь: «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус»? Я должна исполнить предназначенное мне обществом. Извиняюсь.
— Ты хочешь плакать, что ли? И колоться? Мышь, да в самом деле! — Кактусу стало страшновато. — Точно, с головушкой проблемки…
— Нет, не хочу. Надо! Этого ждет от меня общество! И я не могу не оправдать его ожиданий. Это — долг… — Мышка поежилась. — Остается только надеяться, что вы хоть немножко вкусный. На этот счет общественное мнение ничего не говорило. Наверно, невкусный, но что мне остается?
Мышка схватилась за иголку и дернула посильнее. Иголка отвалилась, и Кактус понял, что сейчас его будут есть. Плача и оставляя на иглах клочья серой шерстки, Мышка придвинулась и разинула рот. Зубы у нее были острые и желтые.
Кактус лихорадочно соображал своим невкусным зеленым мозгом. Ему очень хотелось быть минимум непокусанным и максимум живым. Как жаль, что он так рано отпочковался от материнского ствола в юротделе и так мало узнал о законах и обществе… Но с раннего возраста, отращивая твердые длинные колючки, он привык думать. Значит, выход надо найти. И быстро! Иначе эта приговоренная Мышь вот-вот вцепится в оголенный бок…
От страха и отвращения Кактус сморщился. И вдруг вспомнил!
— Слушай, Мышь, а нельзя как-то отменить этот долг? Ну, списать там, я не знаю, обанкротиться? Общество же имеет много мнений, нет?
— Нет! — Мышка клацнула зубами. — Общество — это такой единый организм, у него и мнение всегда единое. На каждый чих — свое. К моему большому сожалению.
Да вы бы не переживали, там же не говорится, что я должна вас доесть. Вообще, мне тяжелее придется: все-таки иголки! Пожалели бы! — Мышка шмыгнула носом, начиная плакать.
— Мышенция! — Кактус заговорил как можно убедительней. — А если ты скажешь обществу: «Я не такая»? И тогда не придется колоться и плакать! Ведь этого не хочешь же, так чего тебе мучиться?
— А так можно? — Мышка отодвинулась от Кактуса и робко улыбнулась. — Я же правда не такая! Я же могу не зависеть от этого общественного мнения, да? И кто оно такое, это общество, чтобы я из-за него страдала?
— Вот сейчас ты права! Молодец, Мышища, ты мой герой! — Кактус вымученно хихикнул. — Только повторяй себе: «Я не такая! Я жду трамвая!» И все будет прекрасно.
— Да, все будет прекрасно! Вы уж простите меня. — Мышка сконфуженно посмотрела на ободранный Кактусов бок. — Сами понимаете, давление общества…
— Зарастет, — великодушно буркнул Кактус. — Беги домой, Мышь, и больше не поддавайся на всякие там общественные мнения.
Кактус сразу ощутил зверскую усталость. Понял, что прямо здесь и сейчас засыпает, и уже почти видит некий прекрасный сон. Вздохнул поглубже и предался грезам, как вдруг его опять дернули за иголку.
— Ну чего тебе еще? — простонал Кактус.
— Еще раз простите, — пропищала Мышка. — А в какой стороне мне ждать трамвая?

pic_2025_05_65.jpg
Иллюстрации Елены Станиковой
Разные разности
Меньше рисового зернышка
Разработан удивительный кардиостимулятор — он меньше рисового зерна, 1,8×3,5×1 мм. Установить его можно с помощью одного лишь шприца, то есть с минимальным вмешательством. А рассасывается он в организме сам по себе, когда в нем больше нет н...
«Новое Солнце»
Компания «Алроса» недавно сообщила, что завершила огранку самого крупного бриллианта в истории нашей страны. Бриллиант получил название «Новое Солнце». А сделали его из алмаза весом более 200 карат, найденного в Якутии. За свои выдающи...
Война как экологическая катастрофа
Война — это всегда катастрофа, прежде всего — гуманитарная. Но война — это еще и экологическая катастрофа. Одно из ее проявлений — волки. В годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии и России невероятно расплод...
Пишут, что…
…когда гориллы копают землю, они ищут трюфели, а не насекомых… …электронные сигареты и обычные сигареты в равной степени обеспечивают обструктивную болезнь легких… …обнаружена спиральная галактика, которая полностью сформировалась всего через один...