Умение прощать

С.М. Комаров
(«ХиЖ», 2025, №3)

В связи с наметившимся в феврале 2025 года возвращением в Россию брендов, сбежавших после начала СВО, в обществе возникла дискуссия: принять возвращенцев просто так, наложить на них штраф или вовсе дать от ворот поворот, объявить общественный или государственный бойкот соответствующим магазинам и товарам. Ведь с точки зрения большинства общества они совершили аморальный поступок и, если выражаться официальным дипломатическим языком, дали превратить себя в инструменты политической борьбы и гибридной войны.

Оказывается, маркетологам такая проблема известна: в информационную эру человечества сведения об аморальных поступках компаний очень быстро становятся достоянием общественности. И эта общественность, пользуясь опять-таки достижениями цифровизации, может объединиться в борьбе со злом и организовывать бойкоты, которые наносят немалый урон проштрафившимся предпринимателям. Например, стоило появиться слухам, будто служба такси Uber наживается на забастовках таксистов, как возникло движение #УдалиЮбер, и всего за шесть дней февраля 2017 года 200 тысяч клиентов снесли приложение компании со своих смартфонов, чем ввергли ее в серьезные убытки.

Как показало исследование, проведенное Кайле Во и Юной Чхое из Университета Западной Вирджинии (Journal of the Association for Consumer Research, январь 2025 года), в деле эффективности бойкота главное, чтобы семена упали на взрыхленную почву: у целевой аудитории должен быть совершенно определенный тип морального императива. Грубо, этих типов два. Один базируется на ветхозаветной максиме «Око за око, зуб за зуб». Другой — на представлении о карме или высшей справедливости, идея которой воплощена в евангельском «Мне отмщение, и Аз воздам».

Именно те, кто придерживается второго императива, обращают мало внимания на призывы к бойкотам по моральным соображениям. Зачем, если высшая справедливость все равно настигнет нарушителя? Вмешиваться в дела высших сил глупо, лучше думать о своей душе или карме. Впрочем, это не распространяется на реальные нарушения, приводящие к обману потребителя некачественным товаром. Такие случаи общество, не глядя на императивы, запоминает хорошо, и проштрафившаяся компания несет большие убытки.

Так что же с перспективами брендов-возвращенцев? Как получается из работы Во и Чхое, им в России, если исходить из доминирующего в стране менталитета, ничего не угрожает.

pic_2025_03_63.jpg
Иллюстрация: В. Богорад
Разные разности
Песни китов похожи на человеческую речь
Какой язык более эффективен? Тот, в котором слова короче. Во-первых, на их произношение человек тратит меньше энергии и меньше времени. А во-вторых, короткие слова легче воспринимать. Как выяснилось, и горбатым китам не чужда эта премудрость.
Ивановские нанотехнологии работают!
Химики всегда занимались нанотехнологиями, потому что постоянно манипулировали молекулами и атомами, молекулярными кластерами и комплексами (а это все нанообъекты). Всегда занимались нанотехнологиями и в Ивановском химико-технологическом университете...
Умные российские стекла
Под американские санкции неожиданно попала никому не известная в России маленькая наукоемкая компания «Октогласс». Ее основали в 2017 году молодые специалисты и предприниматели, выпускники МИФИ, СамГТУ и МИРЭА. Чем же наши молодые разр...
Ледники тают все быстрее и быстрее
Исследовательская группа из Цюрихского университета подготовила обширный обзор потерь массы ледников в мире. Ученые собрали данные региональных изменений массы ледников с 2000 по 2023 год. За период наблюдений масса ледников во всем ми...