![]() |
Ункария опушенная достигает 30 м в высоту и 40 см в диаметре у основания
Фото: Tony Rebelo, лицензия CC BY-SA 4.0, www.inaturalist.org |
На далекой Амазонке, в ее дождевых тропических лесах растет здоровенная лиана ункария опушенная Uncaria tomentosa. На ее стеблях в основании листьев расположены крючковатые шипы, напоминающие когти, которыми лиана цепляется за деревья. Испанцы, увидев эти шипы, назвали растение Uña de Gato — кошачий коготь, под этим именем оно сейчас и известно.
Прославилась ункария, конечно, не шипами. Коренные жители Центральной и Южной Америки более двух тысяч лет используют кору стебля и корня для лечения многих заболеваний: абсцессов, лихорадок, инфекций мочевыводящих путей, в том числе гонореи, вирусных инфекций, артрита и ревматизма, дизентерии, астмы, язвы желудка, кровотечений и лихорадок, и даже злокачественных опухолей. Это общеукрепляющее, профилактическое и противозачаточное средство. Особенно почитают ункарию опушенную в народе ашанинка, живущем в дождевых лесах Перу. Кошачий коготь — не только одно из их главных лекарственных средств, но и священное растение, которое используют в духовных ритуалах.
Кора не имеет запаха, на вкус слегка горьковатая и вяжущая. Сохранился инкский рецепт приготовления кошачьего когтя. Примерно 20 грамм высушенной внутренней коры или коры корня заливают литром воды и кипятят в течение часа. Отвару дают остыть и доливают воду взамен испарившейся, чтобы восстановить прежний объем. Получившееся снадобье полагается выпивать в течение 10 дней. Иногда размоченную кору добавляют в алкогольные напитки.
Кошачий коготь даже называют живительной лозой Перу. В соседней Бразилии к растению также относятся с должным уважением. Этот вид включен в Национальный список основных лекарственных средств Бразилии, а также в список лекарственных растений, опубликованный Всемирной организацией здравоохранения. Настойки, отвары, капсулы, экстракты и чаи из кошачьего когтя можно купить во многих странах как биологически активную добавку. Достоверных сведений о ее действии мало. Отчасти возможности кошачьего когтя подтверждают результаты исследований in vitro и in vivo. Экстракт коры кошачьего когтя подавляет рост возбудителей болезни Лайма Borrelia burgdorferi, золотистого стафилококка, синегнойной палочки и возбудителя кишечных инфекций Enterococcus faecalis. Экстракт уничтожает некоторые грибки, устойчивые к антибиотикам, а также паразитических простейших бабезий, тейлерий и лямблий. Он убивает вирусы везикулярного стоматита, риновирус 1B и вирус простого герпеса.
Опыты на животных подтверждают противовоспалительные свойства экстракта, он также улучшает здоровье трансгенных мышей, склонных к болезни Альцгеймера, и подавляет у них воспаление мозга.
К сожалению, данных, полученных в клинике, практически нет. Сообщают о случае, когда гель, содержащий 2% экстракта кошачьего когтя, за одну неделю помог пожилой даме избавиться от кандидоза ротовой полости, вызванного ношением зубных протезов. В другом исследовании бразильские медики сравнили действие кошачьего когтя с антигрибковым гелем миконазолом. Кошачий коготь боролся с оральным кандидозом столь же эффективно, как миконазол, но, увы, в каждой группе было всего по 10 испытуемых.
Австрийские исследователи в течение года наблюдали за действием экстракта кошачьего когтя на 40 больных артритом. При этом пациенты продолжали принимать обычные лекарства, назначаемые при этом заболевании. Больные, получавшие экстракт, чувствовали себя лучше, чем группа плацебо, но эффект был умеренным.
Есть данные о том, что люди, принимавшие препараты U. tomentosa, легче переносят химиотерапию, у них заметно улучшается качество жизни, однако никаких изменений в размере или состоянии опухолей при этом не замечено. По данным других исследователей, экстракт не облегчает химиотерапию, но и не усугубляет состояние больных.
![]() |
У Uncaria tomentosa желтовато-белые трубчатые цветки, опыляемые насекомыми
Фото: Andres Hernandez, лицензия CC BY 4.0, www.inaturalist.org |
Несмотря на скудость клинических данных, кошачий коготь широко используют как противовоспалительное и обезболивающее средство и часто назначают в сочетании с другими пищевыми добавками, такими как глюкозамин и хондроитин, или с лекарственными препаратами, тем более что кошачий коготь признан нетоксичным и безопасным. Увы, растущая популярность растения порождает проблемы. И первая из них — качество препаратов.
Из U. tomentosa выделили более 50 биологически активных соединений, преимущественно полифенолов, среди которых преобладают оксиндольные и индольные алкалоиды и проантоцианидины. С протоцианидинами медики связывают антимикробную активность кошачьего когтя, проантоцианидин B2 благотворно действует на нервную деятельность мышей, склонных к болезни Альцгеймера.
Что касается оксиндольных алкалоидов, они бывают пентациклические и тетрациклические. Пентациклические стимулируют активность иммунной системы, а тетрациклические этому действию препятствуют. Существует два хемотипа U. tomentosa, которые заметно различаются по набору алкалоидов. Один хемотип содержит в основном пентациклические оксиндольные алкалоиды, другой — преимущественно тетрациклические, и смешивать их нельзя.
![]() |
1 — Пентациклический оксиндольный алкалоид птероподин
2 — Тетрациклический оксиндольный алкалоид ринхофиллин 3 — Проантоцианидин В2 |
Медики считают, что для терапевтического использования подходят только сертифицированные препараты коры, содержащие менее 0,02% тетрациклических оксиндольных алкалоидов, иначе целебного действия мы не дождемся. При этом большинство продуктов кошачьего когтя, доступных в магазинах здорового питания, различаются по составу активных веществ. Как общее количество алкалоидов, так и доля пентациклических алкалоидов изменяются в широком диапазоне даже в разных партиях одного и того же продукта.
Людям, не имеющим возможности проверить, что именно они купили, стоит соблюдать некоторые предосторожности. Поскольку пентациклические алкалоиды стимулируют иммунную систему, кошачий коготь нельзя использовать с иммунодепрессантами, которые назначают для лечения аутоиммунных заболеваний или после трансплантации органов. Тетрациклические алкалоиды — антикоагулянты, они усиливают риск кровотечения, когда их принимают с аспирином и аспиринсодержащими препаратами. Кошачий коготь — диуретик, поэтому не стоит сочетать его с другими диуретиками. Экстракт когтя снижает давление и противопоказан гипотоникам и людям, принимающим препараты для снижения давления.
Вторая проблема связана с получением сырья, которого в связи с растущим спросом требуется все больше. Кору можно снимать с лианы раз в 10 лет. Растение диаметром 5–8 см на уровне человеческой груди дает в среднем 0,3–0,5 кг сухой коры. В лесу собирают до 740 кг коры с гектара. Перу экспортирует более 130 тонн в год, Бразилия — более 20 тонн. Листья кошачьего когтя тоже содержат алкалоиды, но на порядок меньше, чем кора. Исследователи надеются отыскать растения с высокоалкалоидными листьями и получить из них новый сорт — листья отрастают быстрее коры.
![]() |
А это те самые когтеподобные шипы
Фото: Bayardo Alberto González Ñamendy, лицензия CC BY-NC, www.inaturalist.org |
Другая возможность предполагает культивирование кошачьего когтя, хотя эта технология разработана плохо. И тут ученые с надеждой глядят на другой вид ункарии, растущей в амазонских лесах, — ункарию гайанскую U. guianensis. Этот вид тоже называют кошачьим когтем, хотя его колючки недостаточно остры, чтобы цепляться за другие растения. Ункария гайанская — скорее ползучая, чем лазающая лиана. Она мельче ункарии опушенной, всего 5–10 м в высоту при диаметре основания 4–15 см. Зато встречается она чаще, растет гуще, и урожай коры с гектара у нее, по предварительным подсчетам, в 15 раз больше, чем у U. tomentosa. И выращивать ее проще, поскольку этот вид менее требователен к условиям. Осталось только хорошенько изучить U. guianensis с фармакологической точки зрения.
Амазонские индейцы используют оба вида одинаково. Недавно перуанские медики исследовали способность ункарии гайанской лечить остеоартрит коленного сустава. Набрали 45 испытуемых, 30 из них пользовали лиофилизированной корой U. guianensis, а 15 — плацебо. Пациенты почувствовали облегчение уже к концу первой недели, а спустя четыре недели боль значительно уменьшилась. Оказалось также, что U. guianensis и U. tomentosa подавляют воспаление примерно с одинаковой эффективностью. Так что надежда на взаимозаменяемость двух видов кошачьего когтя у нас есть. Ну и что, что шипы не острые? Так даже удобнее.
![]() |
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|