Человеческий мозг имеет интересную особенность — сильные связи между слуховыми и моторными областями. Нейрофизиологи считают, что они совместно развивались в процессе эволюции и являются нейробиологической основой языка и музыкальности. Это подтверждают наблюдения за связью речи человека и его способностью чувствовать и воспроизводить музыкальный ритм.
Новое исследование на эту тему провела группа специалистов по генетике под началом профессора Медицинского центра Университета Вандербильта Рейны Гордон (Reyna L. Gordon). Ученые проверяли генные связи между языковыми способностями человека и его ритмическими музыкальными навыками. Для этого исследователи использовали наборы данных о генах более миллиона человек, обработать которые им помогли передовые методы многомерной статистики.
Ученые обнаружили 16 перекрывающихся областей генома, связанных одновременно с ритмом и языком. Эти локусы содержат гены, которые регулируют образование белков в разных типах клеток центральной нервной системы. Как правило, гены, соответствующие повышенной вероятности нарушений ритма, соотносятся с повышенной вероятностью развития дислексии. Справедливо и обратное, дислексия коррелирует с плохим чувством ритма.
Гены очень хороших музыкально-ритмических навыков совпали с генами, соответствующими высоким показателям в чтении текста, а также успехам в обучении языку, в том числе более высоким оценкам на уроках иностранного. Особенно удивило ученых обнаружение общих генов в олигодендроцитах, типе клеток мозга, которые помогают поддерживать в норме связи между разными областями мозга.
Исследователи уверены в наличии сложной генетической и нейробиологической архитектуры, которая едина для музыкального ритма и способности к языкам. Однако стоит заметить, что найденные учеными корреляции носят вероятностный статистический характер, а генетика далеко не полностью определяет человеческие способности и жизнь (Nature Human Behaviour).