В сравнении с человекообразными обезьянами у людей исключительно долгое детство. Большинство антропологов полагают, что это следствие большого объема мозга, для роста которого нужны значительные энергетические ресурсы. Информацию о темпах эволюции древних людей и длительности их детства можно получить по окаменевшим остаткам зубов, развитие которых однозначно связано с формированием остальных частей тела.
Подобно годовым кольцам деревьев зубы создают суточные слои, которые фиксируют изменения в организме. Анализ дентальной микроструктуры проводят с помощью синхротронной томографии с фазовым контрастом.
Исследование международной группы ученых во главе с Кристофом Золликофером (Christoph P. E. Zollikofer) из Цюрихского университета посвящено изучению зубов раннего представителя рода Homo, умершего 1,77 миллиона лет назад в Дманисской стоянке на территории Грузии. Отличная сохранность зубов позволила точно реконструировать все фазы их роста от рождения до смерти, которая случилась незадолго до достижения зрелости в возрасте 11–12 лет. Темпы взросления особи были такими же, как у ныне живущих человекообразных обезьян, например шимпанзе.
Ученые ожидали обнаружить последовательность развития зубов, близкую к человекообразным обезьянам или к современным людям. Однако оказалось, что у древнего предка, как и у современных людей, в первые пять лет развития существует задержка в формировании задних зубов. Молочные зубы он использовал дольше, чем человекообразные обезьяны, то есть ребенок дольше зависел от взрослых. Его жевательные зубы начинали расти позже и росли быстрее, чем у любого другого древнего гоминида или современной человекообразной обезьяны. Однозначные результаты нескольких серий циклотронных исследований удивили ученых, ведь у ранних предков мозг был чуть больше, чем у человекообразных обезьян или австралопитеков.
Антропологи уточняют общепринятое представление о том, как большой мозг современного человека связан с его длинным детством. Они пришли выводу, что задержка в росте задних зубов определялась освоением знаний и навыков, но не ростом мозга. Это подтверждает и находка в Дманиси черепа старой беззубой особи, о которой должны были заботиться члены группы. Она могла передавать знания младшим, как это обычно свойственно людям.
Ученые считают, что взросление детей скорее всего замедлялось необходимостью длительного обучения — долгое детство давало преимущество в выживании вида. При ограничениях в пищевых ресурсах это позволило учиться и растить более крупный мозг. И лишь на следующем этапе эволюции естественный отбор стал благоприятствовать увеличению мозга и еще большей задержке взросления.
Исследование ставит под сомнение общепринятую гипотезу «большой мозг — долгое детство», меняя местами причину и следствие. Долгое детство и передача культуры могли вызвать и увеличение продолжительности жизни. Исследование заставляет задуматься о том, что современные дети медленно взрослеют, а люди живут дольше. Не ведет ли это к очередному скачку в развитии его мозга и интеллекта? (Nature)