В Парижском соглашении по климату сформулирована цель: «Удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложение усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, признавая, что это значительно сократит риски и воздействия изменения климата». Так вот, одно из указанных значений, а именно второе, достигнуто в 2024 году. Если считать, что доиндустриальной считают среднюю температуру за 1850–1900 годы, то не трудно посчитать: эти полтора градуса наросли за полтораста лет. Иными словами, среднегодовая температура на Земле росла со скоростью 0,86–1,21 градуса в столетие. То есть за оставшиеся 76 лет XXI века при той же скорости выйдет потепление на 0,65–0,9 градуса, в сумме со свежим достижением 2,15–2,4°С. Это несколько больше цели Парижского соглашения, а если учесть, что сейчас потепление сильно ускорилось, то выйдет существенно больше.
Эксперты, правда, скорее выражают озабоченность и считают, что бить тревогу пока не надо — у нас есть еще 8 лет, чтобы исправить ситуацию. Отчего 8? Оттого, что в своих расчетах климатологи берут среднее за 10 лет; температура ведь поднялась выше критического уровня лишь в один год, а в другой — она может упасть ниже, и говорить о том, что мы живем в мире полутора градусов, еще рановато.
В общем, получается, что многолетняя международная работа по сдерживанию потепления полностью провалилась. Почему? Причин две: были выбраны неверные цели и неверные средства. Если потепление связано с ростом парниковых газов в атмосфере, то не надо бесплодно дискутировать о причинах этого роста, ломать промышленность об колено одной из гипотез и пытаться вписать придуманные меры в рыночную экономику. Конструктивный подход — изъятие лишних газов, отражение излишнего тепла либо и то и другое. И чем раньше сменить парадигму, тем менее тяжелыми будут последствия развивающейся климатической катастрофы.
![]() |
Иллюстрация: Юрий Беспалов
|