Музыка и песни — основополагающие элементы в каждой культуре. Они универсальным языком выражают эмоции, чувства и убеждения. Одновременно это средство общения и объединения людей. Очевидно, что музыкальные предпочтения связаны с ценностями человека. Детали этой связи проясняет новое экспериментальное исследование группы ученых Фонда ISI (Турин) и Лондонского университета королевы Марии, выполненное под началом его преподавателя цифровой обработки музыки Харалампоса Сайтиса (Charalampos Saitis).
Исследователи создали алгоритм ИИ, в обучении которого они использовали статистические данные полутора тысяч молодых людей, в основном из Италии. Все они добровольно прошли психометрические тесты социальной сети Facebook. Их анкеты содержали информацию об открытости, экстраверсии, доброжелательности, невротизме и обязательности. Респонденты также предоставили демографические данные о себе и информацию о любимых исполнителях, дав ученым доступ к своим лайкам в соцсети.
При обучении нейросеть соотносила названные характеристики с текстами и музыкой пяти любимых песен каждого из респондентов. В текстах она анализировала содержание, моральные ценности, чувства и эмоции. Для этого ученые использовали несколько разных методов, выявляя статистику отдельных слов, словосочетаний и словесных конструкций. При препарировании музыки песен алгоритмы учитывали высоко- и низкоуровневые параметры. Первые включали в себя 11 общих характеристик песни, таких как темп, средняя громкость, энергичность, танцевальность, наличие разговорных слов и пр. Ко вторым ученые отнесли тембр и высоту звука.
После такого обучения алгоритмы ИИ смогли эффективно предсказывать личностные характеристики и моральные качества респондентов. Эти предсказания оказались настолько успешными, что превзошли хорошо известные методы. Они обычно используют такие базовые характеристики, как демографические данные пользователей, популярность исполнителей и среднее количество лайков.
Ключ к успеху состоял в сочетании текста и музыки. Например, музыкальные признаки в сравнении с текстовыми повышали точность предсказания эмпатии. Интересно, что высота и тембр музыки оказались важными признаками таких ценностей, как забота и справедливость.
В то же время выраженные в текстах чувства и эмоции были связаны с отношением респондентов к иерархии, лояльности к традициям, а также с чистотой их помыслов.
В своих интервью авторы исследования отмечают, что музыка — это не просто источник развлечения и эстетического удовольствия. Она и отражает, и формирует наши моральные качества. Исследователи ратуют за новые пути музыкального влияния на людей, способствующие моральному развитию, за инновационную музыкотерапию и реабилитацию.
Заметим, что ближайшим результатом работы видится улучшение ИИ алгоритмов для быстрой классификации пользователей соцсетей. Последствия исследования действительно выходят за рамки простого академического любопытства. Исследование доступно на сайте журнала PLOS ONE.