Даже самый проницательный человек может ошибаться, когда пытается прочитать чувства другого по выражению его лица. Чего уж говорить о машине? Правда, если слышна еще и речь, то она сильно помогает в распознавании эмоций. Помогает она и роботу. В недавнем исследовании команда южнокорейского профессора Джиюна Кима (Jiyun Kim) из Университета науки и технологий в Ульсане разработала систему для автоматического распознавания человеческих чувств и эмоций в режиме реального времени. С помощью алгоритма ИИ система обрабатывает и вербальные данные, и выражение лица.
Сенсор интерфейса работает на явлении трибоэлектричества, то есть разделении зарядов на положительные и отрицательные при трении. Их датчиком служит растягивающаяся и прозрачная маска, которую испытуемый надевает на свое лицо. Ее сенсоры получают и интегрируют данные о деформации лицевых мышц и вибрации голосовых связок. Для считывания информации о зарядах маске не нужен внешний источник питания и сложные измерительные приборы. Она в режиме реального времени без проводов передает сигналы на схему обработки данных.
Ученые испытали систему в среде виртуальной реальности. В экспериментах алгоритмы обработки данных очень точно распознавали эмоции человека. Таким образом маска играла роль цифрового консьержа, который на основании эмоционального состояния человека мог давать ему доступ к различным виртуальным помещениям, например умным домам, частным кинотеатрам или умным офисам. Профессор Ким считает, что его легкая в освоении технология открывает возможность для создания портативных устройств доступа к цифровым платформам и системам оказания услуг. Воспользоваться этими виртуальными благами смогут не все, а лишь те, кто предоставит ИИ свое лицо для контроля эмоционального состояния, то есть пройдет фейсконтроль виртуального охранника.
Джиюн Ким уверен, что носимые интерфейсы будущего будут собирать различные данные, в том числе о внутреннем состоянии людей. По его словам, это позволит улучшить взаимодействие человека с различными машинами. Профессор утверждает, что его инновационная технология способна произвести революцию в различных отраслях. Осталось только надеть маски на потребителей услуг этих отраслей. Но, как показывает опыт последних лет, это не так сложно. Была бы веская причина. Статья доступна на сайте журнала Nature Communications.