Подвижный интеллект

И. Иванов

По одной из психологических теорий, интеллект человека можно разделить на кристаллизованный, то есть усвоенные знания и опыт, и подвижный. Он представляет способность мыслить логически и решать текущие проблемы, не опираясь на предыдущий опыт. Некоторые нейрофизиологи считают его определяющим свойством ума, которое связано с профессиональными успехами, социальной мобильностью, здоровьем и долголетием.

Подвижный интеллект также коррелирует с памятью. Это ключ к активному мышлению. Он определяет набор таких ментальных процессов, как абстрагирование, суждение, внимание, выработка стратегии, сдерживание. Все они нужны нам каждый день, в обыденной жизни и в сложной ситуации.

Логичный подход к решению вопроса о том, какие части мозга ответственны за те или иные способности, состоит в изучении пациентов, лишенных этих способностей или потерявших их. Однако найти таких пациентов трудно. Поэтому до сих пор ученые применяли технику магнитного резонансного сканирования, которая может давать большие ошибки.

Для оценки интеллекта существуют и общепринятые матричные тесты. Они включают в себя многочисленные задачки в картинках, возрастающие по сложности. Каждая из них представляет собой незавершенную геометрическую фигуру и требует выбора правильного варианта из прилагаемых ответов.

Новое исследование группы профессора Лизы Чиполотти (Lisa Cipolotti) из Университетского колледжа Лондона касается 167 пациентов со здоровой центральной нервной системой и 227 пациентов, которые страдали последствиями инсульта или хорошо локализованными опухолями в передней доле коры головного мозга и вне ее.

Чтобы распутать анатомические картины болезненных изменений в мозгах пациентов, ученые применяли матричный тест для оценки их интеллекта. Связи между областями коры исследователи рассматривали как элементы математической сети.

На основе статистического анализа ответов нейрофизиологи смогли разделить карты когнитивных возможностей и анатомических нарушений мозга. По ответам на тесты ученым удалось выяснить, какие пациенты хуже справляются с тестами исключительно из-за болезни их мозга. Так исследователи обнаружили, что подвижный интеллект в основном локализован в правой передней доле коры головного мозга. Исследование опубликовано в журнале Brain.