![]() |
|
Художник Владимир Иванов |
Согласно историческому материализму, в основе национализма лежит стремление местной буржуазии отделаться от опеки буржуазии имперской и полностью захватить управление какой-то местностью с проживающим там населением. Порой процесс инспирирует какой-нибудь империалистический хищник, желающий насолить партнеру. Исторические идеалисты, однако, находят его истоки не в экономике, а в общественной психологии. Об этом свидетельствует свежая работа на тему белого американского национализма, которую выполнила Кристина Рейна из Чикагского университета им. Венсана де Поля (Social Issues and Policy Review, 2022, 16, 1 - полный текст).
Согласно ее мнению, причина белого национализма и вызванного им экстремизма с фатальными последствиями состоит в расширяющемся разрыве между идеальным и материальным. Согласно современной националистической идеологии (не путать с германским национализмом XIX века!), одна группа людей, в данном случае белые американцы, лучше, умнее, талантливее, чем все остальные, причем не просто так лучше, а потому, что у них кровь голубее, кости белее и вообще мозг больше и хитрее устроен. Поэтому они по праву должны иметь привилегии. Тем более что так было в США все два с половиной века существования этого государства, созданного и достигшего планетарного могущества стараниями белых англосаксонских протестантов. А теперь чернокожие и латиноамериканцы оттесняют этих белых людей от привычного им места в социальной иерархии.
Более того, происходящие в стране демографические процессы прямо-таки подтверждают тезис о целенаправленной политике замещающей миграции, призванной досадить белым. Отсюда следует прямой, как стрела, вывод: надо защищать белую расу от исчезновения. Кто-то воспринимает лозунг буквально: берет винтовку и идет стрелять негров на улице. И такие идеи сейчас очень активно распространяются в США.
Что с этим делать? По мнению Рейны – давить в зародыше. А именно: отменить гарантии свободы мнения для националистических идей, использовать цензуру и другие юридические механизмы для запрета подобных идей в СМИ, социальных сетях и в досужих разговорах; создать алгоритмы, которые вымарывают такой контент непосредственно во время написания текстов для соцсетей и мессенджеров.
Эти интересные предложения, не раз и не два безуспешно использовавшиеся в мировой политической практике, подсказывают, что идеализм, даже исторический, вряд ли способен привести к достижению результата в силу непонимания истинных причин явления.