Глаза киборга

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №3)

Частичная или полная потеря зрения — серьезный удар по человеку, и таких людей много: более двух миллиардов страдают глазными заболеваниями. К счастью, инженеры уже сконструировали электронные «костыли» для глаз: впервые они появились в продаже десяток лет назад. Они представляют собой устройства, которые передают изображения с внешней видеокамеры в мозг через нервные клетки слабо видящего или слепого глаза. Сейчас такие аппараты выпускают три компании из США, Франции и Австралии. Пока приборы стоят больше ста тысяч долларов и в лучшем случае позволяют видеть очертания предметов. Но для незрячего это уже сильное облегчение.

Прогресс на этом пути непрерывен. Очередной шаг только что сделала группа австралийских медиков и инженеров, руководимая доктором Самуэлем Еггненбергером (Samuel Eggnenberger) из Школы биомедицинской инженерии Сиднейского университета. Они создали систему под названием Phoenix99. Электронный чип вживляют в глазницу, и он прилегает непосредственно к глазному яблоку в тех местах, где из-за болезни частично повреждена сетчатка, но сохранились зрительные нервные клетки. Видеокамера, укрепленная, например, на очках, передает картинку на чип, и тот генерирует электрические поля. Они селективно возбуждают нейроны глаза, соответствующие мертвым светочувствительным клеткам сетчатки, тем самым улучшая изображение.

Устройство успешно испытали на овцах. Правда, овцы ничего не могли рассказать о своем новом зрении. Однако ученые наблюдали за их поведением, и этого было достаточно, чтобы сделать выводы и подать заявку на одобрение испытаний Phoenix99 с участием людей. Скорее всего, разрешение получат не ранее, чем через год.

Тем не менее доктор Еггненбергер уверен в важности и нужности своей разработки. Он даже говорит, что видеокамеру можно заменить на инфракрасную и глаз станет прибором ночного видения. Читатель может догадаться, что киборг будущего, оснащенный электронным глазом, будет переключаться между камерами разных диапазонов длин волн и увидит даже рентген и СВЧ, что нужно инженерам и шпионам. А ультрафиолетовое зрение позволит смотреть на мир глазами насекомого.

(Biomaterials, т. 39, декабрь 2021, 10.1016/j.biomaterials.2021.121191 - полный текст)

29.03.2022 17:30:00

Ни у одной каменистой планеты, в отличие от Земли, нету тектоники плит, и планетологи не знают почему. Не исключено, что причина именно в смещениях барицентра под влиянием Луны и Солнца.

25.03.2022 16:30:00

Как же так получается, что студенты-старшекурсники, приходя в лаборатории, становятся жертвами стереотипов о роли полов: девушки сосредоточиваются на составлении отчетов и организации связей с общественностью, а парни занимаются оборудованием?