Эрос и семейства

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №12)

Астероид (433) Эрос принадлежит к семейству малых тел, которые, как утверждает современная астрофизика, представляют опасность для нашей планеты из-за возможного столкновения.

Эрос — это одно из самых крупных и хорошо изученных тел. Размеры сильно вытянутого и изрытого кратерами астероида составляют 37x11x11 км. Его поверхность несет на себе следы космических ударов и покрыта кратерами и длинными трещинами, что вполне обычно для астероида такого размера. Он представляет собой сплошное тело, в котором могут распространяться объемные и поверхностные сейсмические волны подобно тому, как это происходит на нашей планете при землетрясениях.

Группа американских астрофизиков во главе с доктором Рональдом-Луисом Балоузом (Ronald-Louis Ballouz) из лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса на основе трехмерной модели астероида измерила отношение глубин его кратеров к их диаметрам по всей поверхности. Оказалось, что вокруг крупного кратера Шумейкер размером в 7,5 км отношение растет с удалением от его центра. Это справедливо для кратеров диаметром более 500 м. Эффект проявлен до расстояний в 10 км от центра Шумейкера. Это значит, что кратеры были частично заполнены выбросами его породы и в разной степени стерты поверхностными волнами, возникшими от внешнего удара небесного тела. Авторы заключают, что это обычное явление для астероидов размерами в 10–100 км, в частности Эроса, который локально ослабил удар не разрушившись. Объем породы, выброшенной в космос при образовании кратера Шумейкера, соответствует объему пятикилометрового астероида.

Оценки возраста кратера в несколько десятков миллионов лет и ряд косвенных соображений заставили авторов прийти к заключению, что метеориты и семейства околоземных астероидов размером менее 10 км могут быть не только частями астероидов, прилетевшими из главного пояса астероидов за орбитой Марса, как это по общему убеждению случилось с Эросом. Околоземные малые тела и метеориты также могут рождаться от околоземных же астероидов при их каскадных столкновениях. Это может происходить в результате выбросов осколков, которым сопутствует образование кратеров типа Шумейкер.

Отметим, что известна альтернативная точка зрения геологов. Она предполагает, что кратеры и осколки вещества из них образуются в результате естественных природных явлений.

Research Square, 6 Oct 2022