Повторение — мать учения

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №12)

Этой теме посвящен обзор профессора психологии из Университета штата Айова Шэны Карпентер (Shana K. Carpenter) и двух ее коллег под названием «Наука эффективного обучения с практикой перерывов и повторений». Работа, появившаяся в октябре в  Nature Reviews Psychology, содержит ссылки на статьи о методах обучения, которые появились за последнее столетие.

Главный вывод состоит в том, что ключ к эффективному усвоению любого знания — это совмещение двух методов. Это постепенное с перерывами освоение информации и ее повторение. Авторы указывают, что такие практические методы все еще не находят в учебных заведениях должной поддержки.

Прерывистое получение знания предполагает постижение его небольшими дозами. Для подтверждения этого тезиса авторы ссылаются на более чем две сотни публикаций. Профессор Шэна Карпентер приводит пример работы, в которой дана статистика обучения студентов-медиков хирургии. Группа, которая в течение трех недель проходила практические занятия с повторами, гораздо успешнее и быстрее сдала контрольные тесты, чем студенты, освоившие тот же материал за один день. Проверку проводили спустя полмесяца и год после занятий. Пример, надо сказать, вполне хрестоматийный. Студенты знают, как мало дает ночная возгонка знаний перед экзаменом по сравнению с регулярным посещением лекций и семинаров.

Авторы пишут, что универсального правила для выбора интервалов между практическими занятиями нет. Эффективнее всего возвращаться к материалу после того, как забыта лишь его часть, но не весь он целиком. Такое повторение может иметь самые разные формы, к примеру тесты или написание небольших проектов. Повтор должен помочь учащимся четко понять, что они знают, а что нет. Быстрая проверка результатов и выявление ошибок делает такое обучение более эффективным.

Очень модная в наше толерантное время всеобщей образованности тема дистанционного обучения составляет особый предмет академического обзора. Авторы видят причину недостаточного применения описанных выше приемов в популярности концепции легкого знания. Она состоит в том, что обучение должно приносить удовольствие учащемуся, чтобы быть успешным. Просто приятное перечитывание учебника и повторение основных мыслей создает то, что называют иллюзией обучения. Авторы исследования обсуждают выставление оценок и тот факт, что многие люди не любят делать ошибки и испытывают отрицательные эмоции по этому поводу.

Статья акцентирует внимание на применении цифровых методов для внедрения двух основных методов обучения, однако не утверждает их исключительность. В качестве альтернативы психологи приводят примеры обучения математике в начальной школе с постоянными повторениями. Тем, кто учился в достойных российских школах, эти примеры хорошо знакомы. Видимо, следуя моде и противореча самим себе, авторы подчеркивают, что успешные учителя не ставили оценки детям.

«Умение учиться гарантирует, что куда бы вы ни двинулись после окончания своего формального образования, вы будете знать, как освоить любой предмет и стать в нем успешным», — говорит профессор Карпентер. По убеждению авторов, выраженному в преамбуле к статье, «обзор имеет важные приложения для ситуаций, когда учащиеся должны отслеживать и регулировать свое обучение». По-видимому, университетские психологи сильно переоценивают свой труд. Их выдающиеся мысли очевидны любому школьному учителю и выпускнику приличного вуза.


Nature Reviews Psychology,1,9,496, 2022

Разные разности
28.01.2023
Милосердный пожар
Команда исследователей из Университета Миссури изучила, как почва после лесного пожара, насыщенная д...
10.01.2023
Лед озадачивает
Почему горячая вода замерзает быстрее холодной? Как выяснили химики, секрет кроетс...
09.01.2023
Пишут, что...
…волнистая рябь на поверхности сосулек связана с наличием примесей в воде, из которой сосулька о...
19.12.2022
Пишут, что...
…бездействующая черная дыра в созвездии Змееносца примерно в 10 раз массивнее Солнца и расположе...