Отчего появились динозавры

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №4)

Широкую публику обычно занимает вопрос, почему вымерли динозавры. Однако мало кому интересно, в каких условиях они появились 230 миллионов лет назад. А проблема эта не менее любопытна, чем первая. И ее решение может пролить свет на причины исчезновения гигантов древности.

Как ни рассуждай, а в конечном счете в основе радикальной смены животного мира лежит не менее радикальное изменение климата, независимо от его причины. Так было и при появлении динозавров.

Международная группа ученых под руководством доктора Лу Цзина (Jing Lu) из Бирмингемского университета подробно изучила последовательность осадочных отложений и останков растений в скважине, пробуренной на дне одного из озер северного Китая. Для сравнения изменений местного климата с общепланетарными тенденциями ученые применили изотопную датировку по соотношению уран — свинец в цирконах, химическую стратиграфию и анализ пыльцы древних растений.

Результаты работы свидетельствуют, что время появления динозавров совпадает с глобальными вулканическими извержениями позднего триаса — где-то 232—234 миллиона лет назад. Тогда только в одной из магматических провинций на западе нынешней Северной Америки случились четыре эпизода бурной вулканической активности. Каждый из них сопровождался грандиозными выбросами углекислого газа в атмосферу, приведшими к нарушению глобального углеродного цикла. Земной климат стал мегамуссонным, интенсивные потоки влаги буквально лились с неба. Возросли температура и влажность, а содержание кислорода в атмосфере и воде озер снизилось. Озер на планете стало очень много, они стали глубже и кое-где образовали связную дренажную сеть. Изменения происходили повсеместно, следы этого найдены в Центральной Европе, Восточной Гренландии, в Марокко, Аргентине и других местах.

Один из соавторов работы, профессор Джейсон Хилтон, уверен, что такой длительный период вулканизма привел не только к диверсификации динозавров и их последующему расцвету. Во всей земной биоте произошли кардинальные изменения. За пару миллионов лет вымерли многие морские животные, появились хвойные растения, как мы их теперь знаем. Пошла скачкообразная эволюция земных экосистем и их отдельных членов, например папоротников, крокодилов, черепах, насекомых и первых мелких млекопитающих.

Интересно отметить, что выводы ученых о причинах появления динозавров согласуются с мнением некоторых исследователей, что и вымерли они от массового вулканизма.

(Proceedings of the National Academy of Sciences, 118, 40, 2021 - полный текст)

07.10.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Британской Колумбии создали медно-цинковое нанопокрытие, которое помогает быстрее уничтожать бактерии по сравнению с чистой медью. Ученые надеются, что скоро в больницах такие покрытия появятся на дверных ручках и кнопках лифта, к которым чаще всего прикасаются персонал, пациенты и посетители.