«Химия и Жизнь», Сентябрь 2021

В номере:

С.М. Комаров
  Технологии и природа

В Солнечной системе есть два чрезвычайно важных для космонавтики спутника планет. Это Луна, спутник Земли, и Титан, спутник Сатурна. Луна нужна человечеству как средство, которое наконец-то позволит выйти из колыбели и сделать решительный шаг в освоении космического пространства. А Титан — это единственное тело Солнечной системы (кроме Земли), на котором есть плотная атмосфера с погодными процессами, то есть там вещества существуют во всех трех агрегатных состояниях, причем постоянно переходят из одного в другое. По всем приметам, на Титане должна быть углеродная жизнь. Начать освоение Луны, найти титановую жизнь или убедиться в ее отсутствии — обе эти задачи будут решены в ближайшее десятилетие.

С. Ястребов
  История завтра

Двенадцатого сентября 2021 года мир отметил 100-летие со дня рождения Станислава Лема, польского писателя-фантаста, очень популярного в России. Лем, несомненно, вошел в число гигантов польской литературы. Но столь же несомненно, что его значение шире национальных литератур. Оно даже выходит за пределы литературы в целом. Лем был мыслителем, великолепно знавшим достижения современной ему науки — недаром его всегда любили читать ученые. Его рассуждения о научных проблемах, о жизни во Вселенной, о будущем человечества не только увлекательны, но и актуальны.

prev_2021_09_21-2.jpgГаллий, он же придуманный Д.И. Менделеевым экаалюминий, элемент номер 31, был открыт Лекоком де Буабодраном в 1875 году по спектральным линиям. Этот металл мало похож на все остальные: подобно ртути он жидок при температуре чуть выше комнатной, точнее, выше 29,77°С. В 70-е годы ему прочили блестящее будущее, но оно, увы, не наступило. То есть, будущее-то осталось, но в настоящем галлий используют всего сотнями тонн главным образом для различной электроники, а также как добавку в магнитный сплав на основе неодим-железа-бора; это важнейший компонент ветрогенераторов. Посмотрим повнимательнее на настоящее будущее 31-го элемента?

Л. Намер

Пространство погружено во время, и поэтому у всего есть история; есть она и у алмаза. И ее последние три четверти века более интересны для нас, нежели предшествующие века. Потому что это история создания искусственного алмаза — а значит, история и науки, и страны, в которой мы живем.

С декабря 2019 года коронавирус унес жизни более четырех миллионов человек. Болезнь пока плохо поддается лечению. Медики пробуют разные подходы и среди возможных средств рассматривают облучение малыми дозами радиации (МДР). Не остались в стороне и российские исследователи: обзор Д.В. Салеевой и Г.Д. Засухиной, посвященный перспективам применения малых доз радиации в комплексной терапии COVID-19, опубликован в четвертом номере журнала «Вопросы вирусологии» за 2021 год.

Л. Хатуль

pic_2021_09_30.jpgЯзык не просто существует, он живет, а значит — изменяется. Ну вот, например, ковид — ой, как язык на него отреагировал! Возникло множество новых слов, некоторые старые расширили смысл или начали употребляться существенно чаще. Какие-то из этих слов настолько распространены, что мы все их знаем — ковид, коронавирус, локдаун, ковидный, антиковидовый, доковидный и так далее. А если и не знаем, то легко догадаемся, отделив приставку от корня, а потом привинтив ее обратно или заменив другой приставкой. Но это только вершина айсберга, новых слов, как оказалось, возникли тысячи.

Результаты: нейрофизиология

Исследователи из Кельнского университета детально изучили функции нейронов вагусного узла. В результате экспериментов были выделили две основные группы нейронов узла, которые решают разные задачи. Разделение функций управления пищеварением оказалось довольно неожиданным.

Результаты: нейрофизиология

Что происходит в мозгу при изучении языка? Как можно объективно фиксировать положительные изменения? На эти и другие вопросы отвечает новая работа японских ученых: они исследовали активность коры головного мозга при изучении иностранного языка.

Результаты: нейрофизиология

Пятьдесят лет тому назад молодой ученый Крейг Рэми начал длительный и многосторонний эксперимент по изучению влияния социальной поддержки и раннего образования на детей, который продолжается по сию пору. О результатах исследования сообщает статья, выполненная группой ученых под руководством все того же Крейга Рэми.

Результаты: нейрофизиология

Понять механизм изменения воспоминаний помогает работа Юлии Лифановой. Она с английскими коллегами из университета Бирмингема выясняла, насколько быстро люди восстанавливают характеристики объектов.

Результаты: нейрофизиология

Новая работа пяти ученых, выполненная под руководством сотрудницы психологического факультета Университета Калифорнии в Санта-Барбаре, стала первой попыткой изучить свойства мозга чувствительных людей в состоянии покоя, а не под действием различных стимулов, как это обычно принято.

Мы живем с бактериями, потому что не в состоянии от них избавиться. Мы даже свыклись с мыслью, что микрофлора влияет на здоровье своего хозяина. Но еще большее влияние имеют в нашем теле бактериальные вирусы.

Результаты: геофизика

Команда ученых из Центра исследований океана общества Гельмгольца в городе Киль недавно сообщила, что обнаружила резервуар пресной воды в донных породах в трех километрах от юго-восточного побережья острова Мальта.

Результаты: геофизика

Международная группа ученых из Института морской микробиологии им. Макса Планка и Центра тропических морских исследований общества Лейбница, выдвинула и обосновала новое предположение: рост среднего содержания кислорода в атмосфере Земли напрямую связан с замедлением скорости вращения планеты.

Результаты: геофизика

Доскональное изучение механизмов и деталей дренажных явлений в разных частях Гренландии в зависимости от времени года очень важно. Ему посвящена статья команды семи ученых из университетов Англии и США.

Результаты: геофизика

Новое исследование американских ученых позволило несколько продвинуться к разгадке причин т.н. Великого несогласия – отсутствия слоев пород в Великом каньоне, которые должны быть там по общепринятой геохронологической шкале.

Результаты: геофизика

В конце августа 2021 года международной команде, возглавляемой профессором Миёси Ёсидзуми из Нагойского университета, впервые удалось связать истощение мезосферного озона с полярными сияниями.

Сентябрь — время сбора урожая. В этом месяце выкапывают и красный мыльный корень (официальное торговое название Radix Saponariae rubra). На самом деле это не корень, а красновато-коричневое разветвленное корневище мыльнянки лекарственной Saponaria officinalis. У этого растения много традиционных названий, и в каждом присутствует слово «мыло». И слово Saponaria образовано от латинского «sapo», что означает «мыло». А все потому, что растение содержит тритерпеновые сапонины. Они присутствуют во всех частях растения, но особенно много их в корнях и корневищах — до четверти сухого веса. Сапонины легко мылятся в воде и при встряхивании образуют пену, но без больших пузырей.

Наука и общество

Сплетничать нехорошо. Все это знают и все сплетничают. Возможно, потому, что от сплетен, оказывается, большая польза.

Татьяна Тихонова

Старик шел по коридору, расплескивая чай. Придерживал стакан, качающийся в подстаканнике. «Теперь не делают такие стаканы, как раньше. Нет, не делают. Подстаканник есть, а стакана нет. Эх, жизнь пошла».
Длинный коридор коммунальной квартиры тянулся в темноту. Лампа возле его двери давно перегорела. «Конечно, ее никто мне не заменит. Надо собираться в магазин. А это чертова лестница. Две. Нет, даже три. Кто нынче вспомнит, что ступеньки тоже растут. Они с каждым годом все круче, вырастают прямо под ногами. Нет, отвратительные нынче пошли ступеньки. То ли дело раньше. Их было в два раза меньше».

Ханна Хаимович

От Веньки сбежал желудок.
Без предупреждения и не разрывая контракт. Просто утром, проснувшись, Венька привычно открыл живот, чтобы проверить, все ли органы уже явились… и желудка не обнаружил.
Он сел, ощущая внутри пустоту, и задумался. Бытовые неудобства значили не так уж много. Подумаешь, невозможно выпить утренний кофе (его бывший желудок все равно не принимал кофе!). Обезвоживание через трое суток и бесславная смерть — это пугало больше.