За семь секунд до аварии

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2021, №5)

Автомобили, оснащенные автопилотом, скоро станут обыденностью. Однако уже сейчас сообщения об авариях с их участием появляются довольно часто. Системы автономного управления еще несовершенны, поэтому оптимален «самолетный» вариант дублирования управления, когда водитель сам берет руль в сложной ситуации, а система автоматически подает ему сигнал о необходимости это сделать. Программы управления наземными автопилотами постоянно усложняются, хотя всегда остаются моменты, которые пока невозможно предусмотреть, а значит — запрограммировать.

В связи с этим команда из четырех инженеров Мюнхенского технического университета, возглавляемая профессором Екехардом Штайнбахом, предложила применить к прогнозированию дорожных ситуаций алгоритмы искусственного интеллекта. В противоположность стандартным подходам новый алгоритм полностью игнорирует устройство автопилота и рассматривает автомобиль как черный ящик. Алгоритм на базе нейронных сетей анализирует уже произошедшие события и выделяет их паттерны, которые характеризуют тревожные ситуации. Он тренирован на тысячах сложных дорожных моментов. Если в незнакомой ситуации алгоритм узнает паттерн, с которым система не справилась в прошлом, водитель получит предупреждающее сообщение. Так алгоритм находит потенциально критические моменты, способные оказаться для автопилота не по силам.

Инженеры тестировали новую технологию на автомобилях компании BMW, предоставившей записи данных четырнадцати часов автономного вождения. Они проанализировали две с половиной тысячи случаев вмешательства водителя в управление. Алгоритм использует информацию с видеокамер о препятствиях или скоплении транспорта на перекрестках, а также сигналы сенсоров скорости, угла поворота передних колес, данные о дорожных условиях, погоде и видимости. Тесты показали, что уже сегодня технология способна предсказать потенциально опасные ситуации за семь секунд до происшествия с вероятностью 85%.

Для ее внедрения в серийное производство нужны большие массивы данных случившихся сбоев управления. Один из авторов статьи, Кристофер Кун, говорит, что с этим проблем не возникнет, поскольку нужные данные генерируются сами с ростом количества автопилотов на дорогах. Центральный банк данных позволит любому оснащенному новым алгоритмом авто «учиться на ошибках» каждого из автомобилей базы.

(IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems, 2020, 1)



123

Разные разности

23.09.2021 20:00:00

Высокая озабоченность людей глобальным потеплением скорее связана с высоким уровнем их достатка, чем с масштабом грядущих климатических неприятностей на территории их проживания.

>>
08.09.2021 17:00:00

…иммунная система борется с инфекциями с разной интенсивностью в зависимости от времени суток…

…чрезмерное пристрастие к кофе приводит к уменьшению объёма мозга и увеличивает риск развития деменции и инсульта…

…обнаружена значительная корреляция между моментом инерции барицентрического движения Солнца и изменениями среднегодовой температуры Мирового океана в местах основных океанических течений…


>>
24.08.2021 17:00:00

Время от времени китайцы пускаются в путешествия: кто в поиске лучшей доли, кто для удовольствия. Кто они, те китайцы, что едут в РФ в последние 30 лет? Подробное исследование провел социолог из Южно-Уральского университета А.А. Авдашкин.

>>
11.08.2021 18:00:00

Научная группа из Международного института прикладного системного анализа во главе с Дмитрием Щепащенко сумела точно подсчитать объем лесной биомассы РФ.

>>
04.08.2021 17:00:00

…считается, что на микробиом кишечника в первую очередь влияет образ жизни, однако результаты 14-летнего наблюдения за популяцией бабуинов в Кении говорят, что решающую роль играют наследственные факторы…

…тело человека претерпевало и до сих пор претерпевает весьма существенные изменения под воздействием факторов окружающей среды, главным образом — температуры…

…новая маска со специальными сенсорами позволяет выяснить, болен ли человек ковидом; сенсоры могут быть настроены на работу и с другими вирусами…

>>