Увидеть сразу со всех сторон

Намер Л.
(«ХиЖ», 2021, №5)

Сотрудники Института ядерных исследований и МИФИ В.И. Докучаев и Н.О. Назарова предложили способ, которым можно увидеть (в некотором смысле увидеть…) горизонт событий, расположенный внутри черной дыры. Образно говоря, нужно подождать, когда в нее сверзится фонарь, и проследить испущенные им в последней конвульсии фотоны. А лучше слетать туда, взяв с собой запас таких фонарей достаточной мощности и массы.

Авторы обосновали идею о том, что истинным изображением черной дыры следует считать не ее тень, а более компактное изображение ее горизонта событий. Внешняя граница тени черной дыры размывается излучением падающего внутрь черной дыры вещества при его приближении к горизонту событий. Этот эффект принципиально важен для интерпретации результатов будущих наблюдений «Телескопа горизонта событий». Исследователи обосновали принципиальную возможность получать изображения горизонта событий черной дыры, используя излучение светящихся объектов (компактных звезд или облаков газа), падающих в нее. Это излучение достигает удаленного наблюдателя из-за гравитационного линзирования. При этом изображение горизонта событий фиксируется удаленным наблюдателем при наблюдении фотонов с очень большим красным смещением, излучаемых падающим внутрь черной дыры веществом.

Получаемое при этом изображение горизонта событий расположено внутри тени черной дыры и представляет собой проекцию на небесную сферу сразу всего глобуса горизонта событий. В результате они оказываются уникальными объектами во Вселенной, которые удаленный наблюдатель может видеть сразу со всех сторон. Заметим, что такой объект можно соорудить в комнате, просто посредством зеркал, но дырой он не будет.

(ЖЭТФ, 2019, 4, 677)