Юные звезды центра Галактики

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2021, №6)

Общепринятая в астрофизике теория звездообразования гласит, что звезды рождаются из грандиозных облаков газа и пыли при их сжатии в компактный объект за счет гравитации. Она также указывает на разнообразные причины, которые мешают гравитационному схлопыванию облаков в протозвезды. Это могут быть сильные магнитные поля в облаке, а также перемешивающие его турбулентные течения.

Все это имеется вблизи центра нашей Галактики: окружающая черную дыру активная область чрезвычайно насыщена газом (см. «Химию и жизнь», 2020, 10). Теория утверждает, что звездообразование здесь должно быть гораздо слабее, чем в других областях Млечного Пути. Международная команда из полутора десятков ученых, которую возглавил сотрудник Национальной астрономической обсерватории Японии Лу Син, заинтересовалась особенностями механизма рождения звезд у нашей черной дыры.

С помощью Атакамского радиотелескопа астрофизики наблюдали спектры четырех газовых облаков так называемой центральной молекулярной зоны Галактики с прекрасным разрешением в две тысячи астрономических единиц, то есть всего в двадцать раз больше, чем диаметр Солнечной системы. Они с удивлением обнаружили около восьмисот сгущений газа и пыли, которые могут стать звездами. Чтобы выяснить, действительно ли там скрыты звездные зародыши, они стали искать энергичные выбросы газа из сгущений: такие выбросы служат надежным доказательством текущего рождения звезд. А судят о них по спектрам молекул SiO2, CH3OH, H2CO, HC3N, HNCO: по смещению линий из-за эффекта Доплера можно рассчитать скорость молекул. Так нашли сорок три слабых газовых потока, истекающих из нескольких сгущений с самыми разными массами. Массы самих потоков варьировались в диапазоне от массы Солнца до нескольких десятых ее долей.

Так что звездообразование оказалось гораздо более гибким процессом, чем предполагали теоретики. По-видимому, теории придется уточнять. Сейчас ученые анализируют данные высокого разрешения и надеются в деталях выяснить механизмы появления выбросов.

(The Astrophysical Journal, 2021, 909, 2)