Первая межзвездная — старейшая из комет

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2021, №6)

Комету Борисова (2I/Borisov) открыл на подлете к Солнцу астроном-любитель Геннадий Борисов в августе 2019 года. Три месяца спустя она приблизилась к своему перигелию, а весной прошлого года, удаляясь от Солнца, развалилась на обломки, которые продолжили путь. Траектория кометы оказалась гиперболической. Согласно законам Ньютона, это означает, что она прилетела извне Солнечной системы.

Это второй после открытого в октябре 2017 году астероида Оумуамуа гость из другой планетной системы, вернее, гостья. Именно поэтому ее характеристики так важны для сравнения с обычными кометами нашей системы и проверки теорий происхождения космических тел. Сегодня общепринято, что они образуются в результате аккреции, то есть слияния мелких частиц протопланетных облаков в более крупные тела.

Стандартом кометных исследований стала поляриметрия. Зависимость поляризации солнечного света, отраженного самой кометой или ее атмосферой (комой) от угла Солнце-комета-Земля, может многое сказать о ее поверхности и/или выбрасываемых ею газах и пыли. Плюс в том, что, благодаря всесторонним исследованиям кометы Чурюмова — Герасименко зондом Розетта, удалось связать поляриметрические данные с информацией о составе поверхности кометы. Неудивительно, что международная группа астрофизиков под руководством Стефана Багнуло из Арманской обсерватории и планетария Ирландии применили метод к комете Борисова. Данные, полученные в Южной европейской обсерватории, удивили ученых.

Оказалось, что поляриметрические кривые кометы Борисова имеют лишь один аналог среди изученных до сих пор комет. Это комета Хэйла — Боппа. В конце прошлого века она вызвала интерес как астрономического сообщества, так и широкой публики тем, что была заметна на небе невооруженным глазом. Астрономы считают, что прежде она появлялась вблизи Солнца лишь однажды, а значит, имеет поверхность, почти не измененную солнечным светом и потоком его ионов.

Эта аналогия позволила ученым сделать вывод: комета Борисова также должна была сохранить неизменный состав с момента своего рождения. Скорее всего, она образовалась на периферии своей звездной системы и таким образом стала самой «первичной» кометой из когда-либо изученных землянами. В 2029 году Европейское космическое агентство планирует запустить так называемый кометный перехватчик, который среди прочего даст возможность не пропустить следующую гостью и изучить ее вблизи.

(Nature Communications, 2021,12, 1, полный текст)