Архейский провал?

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2021, №6)

Геофизики считают, что в конце катархея Земля подверглась жестокой бомбардировке небесными телами, следы которой сохранились в виде остатков древних кратеров. В архее интенсивность бомбардировки снижалась, поэтому следы ударов в период 4—2,5 млрд лет назад должны быть редки. Действительно, архейские породы, изученные на территории Южной Африки и Австралии, их не содержат. В 2011 году на побережье Юго-Западной Гренландии, в области Маниитсок, геологи нашли единственную из сохранившихся архейских структур — округлый регион размером в полторы сотни километров. Его сочли следом метеоритного удара возрастом 3 млрд лет.

Недавно геологи канадского Университета Ватерлоо под руководством профессора Криса Якимчука искали в Гренландии полезные ископаемые и всесторонне исследовали место предполагаемого удара. Они изучали рельеф и геохронологию местности, делали химические и изотопные анализы. Полученные данные ставят под сомнение ударную природу региона и объясняют его появление эндогенными геологическими процессами.

Важные результаты получены методом дифракции обратного рассеяния электронов, которым изучили около шести тысяч зерен древних цирконов. Эти камни служат своего рода капсулами времени: в противоположность, например, кварцу или полевым шпатам они миллиарды лет сохраняют следы сильнейших ударных нагрузок. Зерна, половина из которых принадлежала осадочным, а половина горным породам, собрали в трех десятках мест региона. И ни одно не содержало следов происхождения от удара. «Я несколько огорчен выводом о том, что архейские бомбардировки пока остаются лишь теоретическим предположением, — говорит Якимчук — Однако усилия группы вполне окупились находками ранее неразведанных минеральных ресурсов области Маниитсок».

(Earth and Planetary Science Letters, 2021, 557, полный текст)