«Химия и Жизнь», Май 2020

В номере:

Мотыляев А.
  Элемент №...

prev_2020_05-06_logo.jpgКак из натрия зажигают звезду в мезосфере? Откуда берется натрий во Вселенной? Какое самое важное для жизни на Земле соединение натрия? Как натрий формировал технологическую цивилизацию? Откуда берется сама сода? В чем смысл этого процесса? Почему гидроксид натрия назвали каустической содой? Как получают металлический натрий? Зачем металлический натрий ядерщикам? Что такое натриевая батарейка? Какова роль натрия в формировании минеральных вод? Чем соль похожа на табак?

Мотыляев А.

prev_2020_05-06_09.jpgВ 2013 году ВОЗ приняла план сокращения мирового потребления соли к 2025 году на 30%. Сейчас среднее потребление соли в мире составляет 9—12 граммов в день. ВОЗ рекомендует снизить его по крайней мере вдвое, до 5–6 граммов в день. Научный мир в этом вопросе разделился на две непересекающиеся и не общающиеся между собой группы – так сказать, солепессимисты и диссиденты-солеоптимисты.

Кулик А.В.

prev_2020_05-06_13.jpgСоль для человека – необходимый, незаменимый и физиологически многофункциональный продукт. Но при этом она постоянно выводится из организма. Стало быть, столь же постоянно человек нуждается в ее пополнении, а если нет соли в организме – нет и самого человека. Современный человек, владеющий технологией, соль добывает из-под земли либо выпаривает ее из морской воды. А как человек вообще приучился к соли?

Шлегель И.Ф.

prev_2020_05-06_17.jpgКакие технологии использовали древние строители, создатели мегалитических сооружений по всему миру? Эта тема в числе вечных. А если это был бетон? Не тот, что запатентовал Жозеф Монье в 1885 году и на изготовление которого нужно тратить много тепла, а другой, получаемый ручным трудом. Автор статьи, директор Института новых технологий и автоматизации промышленности строительных материалов, предлагает свою версию.

prev_2020_05-06_22.jpgГидрогели известны нам в обыденной жизни как желе и студни. Однако, когда они обретают способность менять свою форму при различных воздействиях, то становятся важнейшим материалом и для медиков, и для создателей искусственных существ. Впрочем, материаловеды находятся в самом начале этого скользкого пути.

Результаты

prev_2020_05-06_29.jpgУченые из Института фотонных технологий и Тихоокеанского океанологического института им. В.И.Ильичева РАН исследовали то, что они назвали лазероиндуцированным режимом сверхинтенсивного пузырькового кипения.

Результаты: физика

prev_2020_05-06_29.jpgИнтенсивность электромагнитного излучения шаровой молнии оценили исследователи из Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова и предложили механизм генерации этого излучения.

Результаты: физика

prev_2020_05-06_29.jpgСотрудники Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе сделали источник электроэнергии на основе изотопа водорода, трития, и полупроводниковой структуры AlGaAs/GaAs.

Результаты: физика

prev_2020_05-06_29.jpgСотрудники Национального исследовательского Томского политехнического университета изучили отскок друг от друга взаимодействующих капель воды.

Результаты: физика

prev_2020_05-06_29.jpgСтранный способ увеличить стойкость контактов предложили ученые из Санкт-Петербургского государственного университета.

Результаты: физика

prev_2020_05-06_29.jpgИсследователи из Российского федерального ядерного центра взяли неодимовый лазер и выяснили, при какой мощности импульса разрушается макет астероидов разного типа и на какого размера осколки.

Результаты: физика

prev_2020_05-06_29.jpgЖидкий металл — проводник, а газообразный металл при не слишком больших давлениях — вроде изолятор. Вопрос: переходы газ—жидкость и изолятор—проводник – это один переход или два? Исследовали его и экспериментально, и теоретически, и вроде договорились, что у щелочных металлов это один, а у ртути — вроде два, а остальные очень уж сложно исследовать. Авторы работы А.Л.Хомкин и А.С.Шумихин (Объединенный институт высоких температур РАН) построили новую модель этого загадочного состояния, которое отчасти жидкость, а отчасти газ, и получили неплохое согласование с экспериментальными данными.

Спросите учителя

prev_2020_05-06_33.jpgРассмотрение новых типов задач полезно и потому, что вы можете с ними встретиться, и потому, что вы сами можете кого-то с ними «встретить» — если преподаете физику. Или иной предмет — поскольку многие типы задач вполне возможны по другим предметам. Некоторые новые типы задач мы рассмотрели ранее, здесь рассмотрение продолжено.

Криштафович И.А.

prev_2020_05-06_38.jpgЕсли наблюдаемое разнообразие жизни на Земле не продукт естественного отбора и не результат сверхъестественного акта творения, то не причастно ли к его возникновению некое естественное и материалистичное разумное начало?

prev_2020_05-06_logo.jpg«Послушайте, ну о чем вы рассказываете, какой коллективный разум, какие коммуникации, какой горизонтальный перенос у высших организмов?» — возмутится иной биолог, прочитав текст с гипотезой об интеллектуальной биосфере. И будет не очень прав, потому что жизнь устроена гораздо сложнее устоявшихся схем. Вот один из примеров того, как высшие организмы передают знания в буквальном смысле с молоком матери. Речь идет, правда, не о млекопитающих, а о пчелах.

prev_2020_05-06_46.jpgКто был отцом российской науки? Отвечая на этот вопрос, кто-то вспомнит Петра Первого, решительно внедрявшего в России европейские нравы и порядки, а кто-то — ученого, поэта и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Мало кому придет на ум Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868), блестящий публицист и литературный критик, чьи статьи вдохновили многих российских юношей на занятия наукой. В октябре 2020 года исполняется 180 лет со дня его рождения.

Результаты: биохимия

prev_2020_05-06_53.jpgИсследователи из института Рагона, Гарварда и Массачусетского технологического института совместно с коллегами со всего мира провели обширное исследование по поиску типов клеток, которые становятся мишенями для коронавируса. Так были выявлены клетки-мишени которые производят одновременно два белка, помогающих вирусу SARS-CoV-2 проникать в клетку.

Результаты: биохимия

prev_2020_05-06_53.jpgПолимерные импланты широко используют в костной хирургии. Для их изготовления необходим высокопористый материал, схожий с натуральной костью, в который легко прорастала бы костная ткань. Сделать его не так-то просто. Исследовательскому коллективу из НИТУ «МИСиС» и НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи удалось получить материал с 80%-ной пористостью.

prev_2020_05-06_53.jpg

Группа ученых из Института проблем химической физики РАН (Черноголовка) синтезировала новые катионные одноядерные ДНКЖ (динитрозильные комплексы железа) и проверили, как они влияют на клетки – повышают их жизнеспособность или убивают.

Результаты: биохимия

prev_2020_05-06_53.jpgУченые задались вопросом, могут ли нарушения в метаболизме влиять на сон? На этот вопрос решили ответить американские исследователи из университета Пенсильвании и университета Невады в Рино.

prev_2020_05-06_57.jpgПоговорим о президентах и бабочках, о безглазом жуке и Гитлере, о Конан Дойле и птеродактиле, о пиратском доступе к научным статьям и различии между паразитом и паразитоидом. Иными словами, о некоторых аспектах биологической номенклатуры.

Ольга Арнольд

prev_2020_05-06_68.jpgИнтеллект и моллюск, казалось бы, две вещи несовместные. Но это если не вспоминать о головоногих. Осьминоги, кальмары, каракатицы способны удивить любого пришельца из надводного мира. Красивые, умные, непредсказуемые — время в их обществе летит незаметно.

Ольга Нестеренко

prev_2020_05-06_72.jpgМосковский зоопарк — старейший в России. Он был создан в 1864 году по инициативе Императорского русского общества акклиматизации животных и растений. За время своего существования Московскому зоопарку пришлось не раз переживать трудные времена: революции 1905 и 1917 года, Гражданскую войну, потом Великую Отечественную. В юбилейный год Победы хочется вспомнить, как во время войны сотрудники Московского зоопарка сохраняли жизни своих подопечных.

prev_2020_05-06_76.jpgТолько в сказках шмели спокойно летают через море. Обычно насекомым по силам куда меньшие расстояния. И что прикажете делать, если вблизи нашего садика опылители не живут? На этот случай наука разрабатывает высокотехнологичные решения.

prev_2020_05-06_80.jpgВрачи майя считали, что отвар из листьев кустарника, называемого mis kok — «метла для астмы» —  активизирует циркуляцию крови, особенно в брюшной полости, и стимулируют потенцию. В конце XVII века растением заинтересовались живущие в Мексике европейцы. Миссионер Хуан Мария да Сальватьерра назвал его дамианой в честь покровителя фармацевтов, святого мученика и бессребреника Дамиана. А его латинское имя — Turnera diffusa, тёрнера раскидистая. Род Turnera включает 135 видов, растущих в субтропиках и тропиках Америки, и два африканских. Лечебными свойствами обладают лишь некоторые из них.

Результаты: астрофизика

prev_2020_05-06_83.jpgПродолжая свое движение на периферию Солнечной системы, космический аппарат «Новые горизонты» в новогоднюю ночь 2019 года этот аппарат прицельно приблизился к астероиду Аррокоту и подробно исследовал его, собрав пятьдесят гигабайтов данных. Основная их часть уже получена, остальные поступят на Землю до осени 2020 года.

Результаты: астрофизика

prev_2020_05-06_83.jpgАстрономы Корнеллского университета смоделировали спектры атмосферы Земли в видимой и ультрафиолетовой областях в разное время ее геологического развития. Пять моделей таких спектров вскоре позволят направленно вести поиск землеподобных экзопланет, находящихся от нас на расстоянии 50–100 световых лет.

Результаты: астрофизика

prev_2020_05-06_83.jpgКак взаимодействует вещество в окрестностях сверхмассивной черной дыры? Это удалось рассмотреть телескопом ALMA, наблюдая за центральной дырой у молодой активной галактики, находящейся от нас на расстоянии в 11 млрд световых лет.

Результаты: астрофизика

prev_2020_05-06_83.jpgМожно ли рентгеновское излучение ближних галактик интерпретировать как сигнал от их темного вещества? Как оказалось, нет. Такой ответ закрывает очередной этап поиска стерильных нейтрино в темной материи.

Результаты: астрофизика

prev_2020_05-06_83.jpgДесять лет назад биологи разработали алгоритм, позволяющий рассчитать траекторию распространения плесени. А теперь оказалось, что сети, созданные биологической системой и силой гравитации, удивительно похожи. Поэтому астрофизики заложили идеологию «плесневого» алгоритма в компьютерную программу. Так была построена трехмерная модель-карта расположения филаментов в нашей области Вселенной — до ста миллионов световых лет в радиусе от Земли.

Самюэль Батлер
  Фантастический год

prev_2020_05-06_86.jpgГерой С.Батлера изучает историю Эрефона, пытаясь понять, какие необычайные события и идеи могли привести к повсеместному уничтожению сложных машин и механических устройств. В руки герою попадает печатная копия работы, изданной пятьсот лет назад и вызвавшей неисчислимые бедствия и многочисленные жертвы. Он переводит объемистый трактат эрефонского пророка. Первую его часть мы опубликовали в предыдущем номере. В этом выпуске – окончание трактата.

Марина Аницкая

prev_2020_05-06_94.jpgГосподин Гаттамелата хмыкнул, заложил пальцем страницу и закрыл томик, вглядываясь в имя на обложке.
— Новомодный поэт, — пояснил Каммингс. — Ни больших букв, ни запятых.
Господин Гаттамелата прищурился, улыбаясь:
— Я бы назвал это возвращением к истокам. И то и другое изобрели не сразу. Даже каллиграфам приходилось как-то обходиться.
Каммингс чуть было не ляпнул: «Это вы по своему опыту?» — но вовремя прикусил язык. В конце концов, если господин Гаттамелата предпочитает делать заказы через его лавку, а прежде — через лавку его отца, а прежде — через лавку его деда, и его золото никогда не превращается в палые листья, то задавать такие вопросы невежливо.

Марина Мартова

prev_2020_05-06_104.jpgЛинде сразу объяснили, что, хотя она летит с родителями на Энигму, заниматься ей придется по обычному графику. Учебный модуль выдавал массу планеты, продолжительность дня и года, средние температуры и все прочее. Но из подслушанных в коридорах разговоров она, как всегда, узнала гораздо больше.
Совсем недавно Энигма оказалась на самой границе Федерации, но отказалась к ней присоединяться. «Что им мешает? Они ведь не сектанты какие-нибудь. Все жители у них равноправны, — удивлялись говорившие. — Надо было только принять федеральные стандарты, медицинские там, образовательные и прочее».

07.07.2020 18:00:00

…проект ИТЭР по созданию крупнейшего в мире термоядерного реактора прошел важную веху — на место установлено основание криостата, самая большая и тяжелая часть токамака...

…созданы структуры для фотосинтеза, более эффективного, чем природный, — капли размером с клетку, содержащие мембраны хлоропластов шпината и компоненты ферментативного цикла для синтеза органических молекул из углекислого газа…

…каждая третья женщина европейского происхождения имеет «неандертальский» вариант рецептора гормона прогестерона, связанный с повышенной рождаемостью, более редким кровотечением на ранних сроках беременности и меньшим количеством выкидышей…

05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.