Гравитационные волны и проверка ОТО

Намер Л.
(«ХиЖ», 2020, №3)

В 2017 году гравитационно-волновые интерферометры LIGO и Virgo зарегистрировали всплеск гравитационных волн GW170817, который произвело слияние двух нейтронных звезд. При этом исследователи наблюдали электромагнитные сигналы, включая всплеск гамма-излучения GRB 170817A. Одновременные наблюдения волн разной природы позволили выполнить очередную проверку ОТО и ограничить диапазоны параметров альтернативных теорий гравитации. В частности, получены ограничения на поправки в дисперсионном соотношении, которые могли быть обусловлены ненулевой массой гравитона (в некоторых теориях гравитации). Кроме того, были ограничены параметры теорий с дополнительными измерениями (кроме наших трех) — в таких теориях гипотетические гравитоны должны вылетать в дополнительное пространство, что ослабило бы сигнал. Кроме того, показано, что гравитационная волна с высокой точностью имеет только две тензорные моды поляризации.

(УФН, 2019, т. 189, с. 904)