Катодолюминесцентная лампа

Намер Л.
(«ХиЖ», 2020, №3)

В последнее время лидирующие позиции в освещении заняли светодиодные лампы. Они экономичны, долговечны и экологически безопасны. Однако при их производстве применяют относительно редкие вещества, например галлий и индий. Поэтому в качестве альтернативы светодиодным рассматриваются катодолюминесцентные лампы. Пример катодолюминесценции — свечение экранов электронно-лучевых трубок в телевизорах.
Исследователи из Московского физико-технического института (МФТИ) и ФИАНа им. П.Н.Лебедева разработали новый тип катодолюминесцентной лампы с катодом на основе пучка углеродных волокон. В лампу встроен преобразователь переменного тока в высоковольтное постоянное напряжение, под действием которого с кончиков волокон за счет автоэлектронной эмиссии вылетают электроны. Лампа, созданная Е.П.Шешиным и соавторами, имеет триодную схему с модулятором, управляющим током анода. В качестве анода служит тонкая пленка алюминия, напыленная на люминофор, как в кинескопах. Электроны проходят сквозь пленку и попадают в люминофор, например Y2O2S:Tb, вызывая его свечение. Световая отдача лампы составляет 30–40 лм/Вт.
В отличие от светодиодных ламп, катодолюминесцентные лампы можно производить из распространенных веществ, и они устойчиво работают при температурах от минус 50°C до плюс 100°C. Опытный образец c потребляемой мощностью 5,5 т имеет стандартный цоколь E27 и может применяться для освещения в быту. О катодолюминесцентных источниках света было рассказано в обзоре этих же авторов, ранее опубликованном в журнале «Успехи физических наук», 2015, № 8.

(УФН, 2019, т. 189, с. 904)