«Химия и Жизнь», Июль 2020

В номере:

Любовь Стрельникова
  Хемофилия

prev_2020_07_01.jpgЧто такое отдача в науке и что такое успех? Как оценивать деятельность ученого и надо ли менять тематику исследований каждые пять – семь лет? Что движет ученым и сохраняется ли свобода поиска в науке? Каковы направления главного удара сегодня в неорганике и почему топовые научные журналы часто отклоняют наши статьи? Об этом и многом другом главный редактор журнала Л.Н.Стрельникова беседует с гостем рубрики Владимиром Константиновичем Ивановым, членом-корреспондентом РАН и директором Института общей и неорганический химии имени Н.С.Курнакова.

prev_2020_07_logo.jpgКалий, 19-й элемент Таблицы Менделеева. Он родной брат натрия, и их свойства порой не различить. Его, как и натрий, Гемфри Дэви получил в 1807 году электролизом. Однако в живых организмах они ведут себя по-разному. Растения не могут жить без калия, но прекрасно обходятся без натрия. В теле человека калий и натрий ведут между собой сложную игру, сбои в которой чреваты болезнями. Механизмы подобного поведения известны не до конца, и загадки калия продолжают занимать головы ученых, так же как и новые, а впрочем, и давно забытые способы применения соединений этого щелочного металла…

prev_2020_07_26.jpgПовышенное потребление натрия в виде поваренной соли плохо сказывается на здоровье. Однако отнюдь не все считают натрий таким уж врагом человечества. Не исключено, что во всем виноват не именно натрий, а древний механизм регулирования в организме, придуманный для контроля его родного брата – калия.

prev_2020_07_29.jpgДобыча калия опасна провалами, возникающими на земной поверхности. Ситуация выглядит так. Месторождения калия представляют собой многометровые слои соли – галита и сильвинита, перемежающиеся осадочными породами, площадь их составляет сотни квадратных километров. Например, второе по размерам в СНГ месторождение Старобинского занимает в белорусском Полесье площадь 350 кв. км, и под ней расположено четыре калиевых горизонта; расстояния между ними составляют от 50–60 до 150—200 метров, а кровля до первого горизонта простирается на 350 метров.

prev_2020_07_32.jpgДва года назад мы рассказали об удивительных технологиях превращения углекислого газа, воды и солнечного света в углеводородное топливо. Одним из важнейших компонентов этих технологий служат установки для извлечения углекислого газа из атмосферы. В этом номере хотим рассказать нашим читателям как раз о таких установках.

prev_2020_07_37.jpgМногие живые существа светятся в темноте. Светятся они, когда фермент люцифераза катализирует окисление находящегося в клетках вещества люциферина, и окисляемый люциферин испускает кванты видимого света. Это свечение называется биолюминесценцией. Биолюминесценцию широко используют в исследовательских и диагностических целях, мы о ней много писали (см., например, «Химию и жизнь», 2014, 9) и вновь возвращаемся к этой теме, потому что наука не стоит на месте.

Результаты: биохимия

prev_2020_07_42.jpgСреди лимфоцитов системы врожденного иммунитета есть так называемые «естественные киллеры» (natural killer cells). Оказывается, они могут защитить мозг от болезни Паркинсона, деменции с тельцами Леви и множественной системной атрофии.

Результаты: биохимия

prev_2020_07_42.jpgУченые активно ищут соединения, которые могут убивать злокачественные клетки, при этом не повреждая здоровые. Одно из таких веществ – дигомо-гамма-линоленовая кислота (DGLA), гибельное действие которой открыла команда американских ученых в экспериментах на нематодах Caenorhabditis elegans.

Результаты: биохимия

prev_2020_07_42.jpgИсследователи из Медицинского колледжа Бейлора в Хьюстоне (Техас, США) выявили в геноме так называемые комплотипы, которые предрасполагают к развитию преэклампсии у беременных.

Результаты: биохимия

prev_2020_07_42.jpgПытаясь разгадать загадку появления гомохиральности биополимеров, биологи из Уханьского университета разработали математическую модель, основанную на гипотезе о «мире РНК». Согласно этой гипотезе, первыми живыми полимерами были рибонуклеиновые кислоты (РНК), катализирующие собственные химические превращения.

prev_2020_07_46-2.jpgО способности подорожника исцелять раны писал еще греческий врач Диоскорид. С тех пор в разных странах листья, корни и семена подорожника, соки и отвары, водные и спиртовые экстракты используют для лечения абсцессов, прыщей и воспалений на коже, укусов пчел и ос, крапивных уколов, порезов и ожогов, дерматитов и кожных лейшманиозов.

Кашенцева Т.А.

prev_2020_07_48.jpgГод 2020 Союз охраны птиц по инициативе Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы назвал годом журавля. Мировая фауна насчитывает 15 видов журавлей, семь из них обитают в России. Все знают серого, или евразийского журавля: это о нем сложены стихи и песни, слышная издалека трубная перекличка его стаи в осеннем небе стала символом прощания с родиной. Но есть и другие виды, и некоторые из них находятся под угрозой исчезновения. Это — японский, даурский, черный журавли и, конечно, эндемик нашей страны — стерх.

Сумбатов А.А.

prev_2020_07_56.jpgИспещренные кратерами Меркурий и Луна служат наглядным подтверждением массовых астероидных ударов. Ими напугано все человечество. Однако правда ли, что эти следы оставили огромные камни, которые упали с небес? О некоторых сомнениях уже было рассказано в обзоре кратеров на Церере и Весте.

Аношин В.А.

prev_2020_07_66.jpgСпециалисты по метеоритам придерживаются устоявшего мнения в том, что метеориты не могут иметь слоистой структуры, которая встречается среди осадочных пород, а также не могут иметь окаменелостей и отпечатков ископаемой фауны. И все же что делать геологу, если он при случайных обстоятельствах наткнулся на оплавленный камень с такими особенностями? С одной стороны, находка выглядит как метеорит, а с другой – кроме Земли, в Солнечной системе нет другого мира, богатого водой и жизнью, с которого он мог бы прилететь. Геологу, по своему призванию, в таком случае только и остается что собирать новые свидетельства и стоически переносить скепсис коллег по научному цеху.

Результаты: геофизика

prev_2020_07_69.jpgНедавно ученые Мэрилендского университета обнаружили трехмерные неоднородности на границе мантии и жидкого ядра под всем тихоокеанским регионом. Для этого они адаптировали программу, разработанную для поиска закономерностей в излучении отдаленных звезд и галактик.

prev_2020_07_69.jpg

Анализ проб воды по изотопным долям в ней дейтерия и кислорода-18 помог ученым определить причину аномального роста уровня грунтовых вод после семибалльного землетрясения 2016 года на юге острова Кюсю у города Кумамото.

Результаты: геофизика

prev_2020_07_69.jpgГеологи университета Калифорнии составили карту движений европейского рельефа с помощью GPS. Это позволило выявить места необычно быстрых смещений поверхности.

Результаты: геофизика

prev_2020_07_69.jpgУже тридцать лет континентальная область Антарктиды вокруг самой южной точки планеты нагревается в три раза быстрее, чем планета в среднем, – на 0,61+/–0,34 градуса в десятилетие. Этот факт и причины явления установила международная группа исследователей под руководством профессора Райана Фогта из Университета Огайо.

Результаты: геофизика

prev_2020_07_69.jpgАтмосфера Земли столь же неспокойна, как и океан, – по ней постоянно бегут волны. Это экспериментально доказали ученые из Университета Киото и Гавайского университета в Маноа.

Результаты: геофизика

prev_2020_07_69.jpgНедавно американские, английские и австралийские ученые проанализировали корреляцию между толщиной литосферы и положением двух тысяч известных месторождений меди, свинца и цинка с рядом сопутствующих металлов. В результате сначала для прибрежной Австралии, а затем и для суши всего мира были найдены четкие статистические соответствия между утончением литосферы до 170 км и присутствием вблизи этих областей месторождений металлов в осадочных породах.

Речкин А.В.
  Фантастический год

prev_2020_07_72.jpgРей Дуглас Брэдбери родился в Уокигане (штат Иллинойс) 22 августа 1920 года. Его отец, Леонард Сполдинг Брэдбери (1890–1957), происходил из семьи английских колонистов, которая обосновалась в Америке в 1630-е годы. Мать, Эстер Мари Моберг (1888–1966), была шведкой по происхождению. Второе имя, Дуглас, ребенок получил в честь знаменитого актера эпохи немого кино Дугласа Фэрбенкса.

Самюэль Батлер
  Фантастический год

prev_2020_07_76.jpgВ двух предыдущих номерах журнала вы прочитали фрагменты из романа «Эрефон», опубликованного английским писателем и философом Самюэлем Батлером в 1872 году. В руки главного героя попадают исторические документы, повествующие о том, как были претворены в жизнь наставления двух мудрых старцев, отстаивавших права животных и растений. Вы же узнаете об этом, прочтя ещё две главы из романа С. Батлера в этом и следующем номерах журнала.

Фурзикова Юлия

prev_2020_07_80.jpgПотолок в комнате облез и закоптился. Неплохо бы обновить…
Пора было вставать, и я вылез из-под одеяла.
Затопил печь. Поставил на плиту две кастрюли с водой: большую для собак и маленькую для себя. Чтобы вода закипела одновременно, большую посудину надо ставить на середину плиты, а маленькую — на самый уголок.
В свою кастрюлю я кинул тушенки, в собачью насыпал косточек из супового набора. В холодильнике еще есть. И газ в баллоне пока есть. Дрова тоже можно не экономить: по договору мне их привозят бесплатно. На кормление собак выделяют деньги. И еще летом для них несут кто остатки, кто сухари. Но сейчас не лето.

Егор Альтегин

prev_2020_07_88.jpgПоследний? — спросил Администратор. — Давай быстрее.
Устали изрядно — работы у Тройки в последнее время было невпроворот. Оперативники Службы Справедливости тоже трудились без выходных — доносов стало как-то до неприличия много.
— Футбол, вратарь, Виктор Панин, двадцать два года, ранее не привлекался, — привычно затараторил Секретарь. — Донос от двадцать второго сентября. Контрольная отметка сотрудника СС... а, вот, от двадцать седьмого сентября... документы в порядке, видео прилагается, включаю. Слово эксперту?

22.09.2020 18:00:00

Исследователи из Университета Бригама Янга проанализировали более восьми сотен научных статей по проблемам спорта из научных журналов и выяснили, что обычные СМИ реагируют на выход статьи с четырехлетним опозданием! А максимум упоминания приходится и вовсе на восьмой год после публикации.

01.09.2020 14:00:00

Китай впервые запустил на Марс космический корабль «Тяньвэнь-1»; его название означает «вопросы к небу»…

…в США разработали методику отслеживания онлайн-кампаний по дезинформации в режиме реального времени, которая способна уменьшить вмешательство других стран в американские выборы 2020 года…

…возможно, собаки умеют ориентироваться по магнитному полю Земли…

14.08.2020 17:00:00

Четверть века цивилизованное человечество озабоченно думает о сохранении лесов. Проведено множество переговоров на самом разном уровне, подписаны кипы документов, принято бесчисленное количество заявлений и программ, а результата нет. Отчего так происходит? Об этом рассуждали 23 эксперта в рамках недавней дискуссии о путях трансформации лесов.

07.08.2020 16:00:00

Планета Проксима b не случайно привлекает пристальное внимание астрономов. Ведь сразу после ее открытия выяснилось, что это почти Земля: массу оценили в 1,3 земных, причем расположена планета в обитаемой зоне, где возможна жидкая вода. Теперь же к расследованию присоединился точнейший спектрограф ESPRESSO.

07.07.2020 18:00:00