Польза кофе при болезни Паркинсона

Космачевская О.В.
(«ХиЖ», 2020, №2)

Болезнь Паркинсона – тяжелое неврологическое заболевание, сопровождающееся тремором и замедлением движения. Вызвано это заболевание гибелью нейронов, вырабатывающих гормон дофамин, в которых образовались скопления из слипшихся белков альфа-синуклеина (телец Леви). Синуклеины слипаются тогда, когда их структура нарушена из-за мутации или из-за присоединения к белку различных молекул, чаще всего остатка фосфорной кислоты. Такие синуклеины перестают выполнять необходимые для нейрона функции. К тому же клетка не может разрушить тельца Леви, и они оседают в ней в виде мусора.

Можно избежать этой ситуации, если помешать фосфорилированию альфа-синуклеина. В клетке этой работой – удалением фосфатов с синуклеинов – занимается фермент фосфатаза PP2A. При болезни Паркинсона активность его снижена. Воздействуя на активность фосфатазы, можно замедлить прогрессирование болезни.

Ранние исследования на людях показали, что регулярное употребление кофе положительно влияет на центральную нервную систему и снижает риск развития нейродегенеративных заболеваний. Группа ученых из Медицинской школы имени Роберта Вуда Джонсона (Нью-Джерси, США) исследовала связь кофе и нейродегенерации на специальных мышах, в нейронах которых синтезировался человеческий альфа-синуклеин. Оказалось, что компоненты кофе, кофеин и производное серотонина эйкозанил-5-гидрокситриптамид, предотвращают слипание альфа-синуклеина. Механизм защитного действия заключался в нарушении работы фермента, подавляющего активность фосфатазы PP2A. У мышей, которые с рождения получали пищу с низкими дозами обоих веществ, через шесть месяцев были гораздо лучшие поведенческие реакции. В нейронах таких мышей практически не образовывались тельца Леви. Интересно, что по отдельности ни кофеин, ни эйкозанил-5-гидрокситриптамид не работали («Proceedings of the National Academy of Sciences». 2018, 115, 51. E12053-E12062).

Работу в этом направлении продолжила исследовательская группа из Университетской клиники и Медицинского колледжа Корейского университета (Сеул, Южная Корея). Она изучала действие кофе на двигательные способности людей с болезнью Паркинсона. В исследовании принимали участие 284 пациента с различной историей потребления кофе (по данным опроса). У любителей кофе тремор покоя был менее выражен, чем у не пьющих кофе. Причем выраженность тремора зависела от количества выпиваемого кофе и была статистически значима только в группе мужчин.

Возможно, многими любимый напиток кофе, который дарит нам хорошее настроение и бодрость, может стать прототипом лекарства для лечения тремора у больных паркинсонизмом («BMC Neurology». 2019, 19, 194).

17.12.2021 17:00:00

Международная группа зоологов решила обучить телят гигиене. Для этого они вознаграждали каждого теленка после посещения туалета, и те вскоре привыкли справлять нужду в отведенном для этого месте.