Простой тест на Альцгеймер

Космачевская О.В.
(«ХиЖ», 2020, №8)

Болезнь Альцгеймера – нейродегенеративное заболевание, которым чаще всего страдают пожилые люди. У больного ухудшается память, нарушается речь, появляется апатия и депрессия. Все эти неприятные симптомы возникают из-за накопления в тканях мозга неправильно свернутых белков – бета-амилоида и тау-белка. Бета-амилоид слипается в плотные образования – амилоидные бляшки, тау-белок объединяется в нити, из которых формируются клубки внутри нейрона. Бляшки и клубки нарушают работу нейронов и в конце концов приводят их к гибели. Лечить болезнь Альцгеймера пока не научились, а вот замедлить нейродегенерацию можно. Для этого необходимо распознать болезнь еще до того, как проявятся симптомы. Поэтому ученые решили найти простой способ диагностировать болезнь на ранней стадии.

Команда исследователей из Медицинской школы Вашингтонского университета предложила распознавать болезнь Альцгеймера по наличию в крови особой формы тау-белка − P-tau217. Буква «P» означает, что к белку присоединена фосфатная группа, 217 – номер фосфорилированной аминокислоты в белке. Тау-белок участвует в формировании транспортной системы нейрона. Он активен в фосфорилированном состоянии. В случае неправильного или избыточного фосфорилирования он начинает слипаться в нерастворимые клубки. Наличие в биологических жидкостях таких форм тау-белка свидетельствует о том, что в нейронах происходят изменения, которые спустя годы могут вызвать их гибель. У больных количество P-tau217 увеличено в 5–7 раз.

Ранее количество этого белка измеряли в спинномозговой жидкости. Ученые предположили, что оттуда белок может попадать в кровь. И действительно, с помощью высокочувствительного масс-спектрометра они обнаружили P-tau217 и другие формы тау-белка в крови больных. Это означало, что по анализу крови можно обнаружить болезнь Альцгеймера.

Сейчас изменения в мозге, которые происходят до появления симптомов деменции, с большой точностью оценивают только с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), а также путем измерения амилоидных и тау-белков в спинномозговой жидкости. Разработанный американскими учеными тест по сравнению с этими способами диагностики прост, неинвазивен и дешев. Прежде чем рекомендовать его для использования в клинике, необходимо понять, насколько специфично и точно он диагностирует болезнь. Для этого его сравнили с методом ПЭТ-сканирования, который является «золотым стандартом» диагностики болезни Альцгеймера. Оказалось, что использование Р-tau217 в качестве маркера позволяет отличить болезнь Альц-геймера от других разновидностей деменции с точностью от 89 до 98%. С помощью этого теста можно обнаружить изменения в мозге за 20 лет до появления первых признаков заболевания. Это особенно важно для людей, генетически предрасположенных к этому недугу.

Ученые надеются, что выявление болезни Альцгеймера на ранней стадии с помощью анализа крови на P-tau217 поможет остановить или замедлить развитие деменции.

(J Exp Med. 2020. 217. 11: e20200861)

23.02.2021 16:00:00

Кобчик — маленький сокол, который прилетает к нам из Африки в мае. Однако его поголовье падает, и поэтому Союз охраны птиц России объявил его птицей 2021 года, года Кобчика.

16.02.2021 16:00:00

Зима — самое время, когда можно эффективно расправляться с избыточным весом. Это выяснили канадские исследователи из Лаврентийского университета.

08.02.2021 14:00:00

…разработан интерфейс, который позволяет мышам управлять курсором с помощью активности их мозга…

…беспрецедентное по продолжительности (четыре месяца) и интенсивности истощение стратосферного озона над Арктикой наблюдалось с января по апрель 2020 года…

…в Московской области впервые замечен инвазионный вид жука-долгоносика Polydrusus formosus, широко распространенный в Центральной и Южной Европе; в России встречался лишь в Крыму, но в 2015 году был обнаружен в Летнем саду Санкт-Петербурга…

02.02.2021 16:00:00

Доцент философии из Хьюстонского университета задумался об истоках ошибок в системах искусственного интеллекта (ИИ). Интересно, что таинственные сбои зачастую фиксируют, а то и создают не сами исследователи, а другие системы ИИ.