«Химия и Жизнь», Август 2020

В номере:

Физика возможного и невозможного
Хемофилия
Л.Н. Стрельникова
Александр Анатольевич Лутовинов, любитель экстремального состояния материи и экстремального отдыха, всю жизнь работающий в Институте космических исследований РАН (ИКИ РАН), не только блестящий астрофизик, но и хороший популяризатор любимой науки, умеющий просто рассказать о сложных космических материях. Активный, неравнодушный, прямой и несгибаемый, он работает заместителем директора ИКИ по науке и возглавляет Координационный совет профессоров РАН при Президиуме Российской академии наук. Но любимая астрофизика по-прежнему остается на первом месте его интересов. Как выглядит сегодня наша коcмическая наука на фоне мировой? Когда состоится полет на Марс? Могут ли нейтронные звезды приносить пользу человечеству? Откуда взялись мусорные журналы? Об этом, а также об отношении физика к химии и химикам и многом другом с гостем рубрики беседует главный редактор журнала Любовь Николаевна Стрельникова.
Органический лазерный диод с прямой электрической накачкой
Л. Намер
В Университете Кюсю (Япония) впервые создали лазер на основе органического диода с прямой электрической накачкой.
Непонятные источники гамма-излучения
Л. Намер
С помощью комплекса черенковских гамма-телескопов H.E.S.S. астрофизики наблюдали за четырьмя загадочными источниками гамма-излучения. Оказалось, что эти источники светят в гамма-лучах стабильно без вариаций, а их жесткий спектр близок к тому, который должен генерироваться при аннигиляции частиц темной материи.
Квантовые точки дают энергию
Л. Намер
В Кембриджском университете сконструирован микроскопический термоэлектрический генератор на основе двух квантовых точек, в котором используется эффект резонансного туннелирования электронов.
Нейтрино из глубин Земли
Л. Намер
Эксперимент «Борексино» позволил по количеству геонейтрино найти полное радиогенное тепловыделение литосферы — от 26 до 52 ТВт, что соответствует силикатным моделям строения Земли.
Охлаждение левитирующих
Л. Намер
В Венском университете сумели охладить твердую наночастицу, содержащую 108 атомов, до низшего квантового состояния, когда в наночастице было возбуждено в среднем менее одного фонона (кванта теплового движения).
Ультратвердые наноматериалы
Л. Намер
Утверждения о возможности получения материалов с упругими характеристиками или твердостью, в несколько раз превосходящими таковые для алмаза, не могут быть достоверны. К таким выводам пришли академик В.В.Бражкин и автор нашего журнала после проведения анализа публикаций последних 25 лет по данной теме.
Новый класс полупроводников
Л. Намер
В Техническом университете Эйндховена обнаружили, что сплав кремния с германием становится прямозонным при доле германия более 0,65, и если его решетка гексагональна. На основе этого материала, может, удастся сделать светодиод, интегрированный в кремниевый чип.
Наш анизотропный дом: Вселенная
Л. Намер
В Боннском университете разработали новый метод исследования, который неожиданно выявил наличие статистически значимой крупномасштабной анизотропии Вселенной.
В темноте
Открытая статья
Чтобы жизнь продолжалась, влюбленные пары должны встретиться, а для этого как-то о себе заявить: «Эй, я здесь! Посмотри, какой я классный!» Посмотреть действительно есть на что, животные — непревзойденные мастера визуальной сигнализации, только о брачном оперении птиц написано столько, что за всю жизнь не перечитать. Яркая окраска, хвосты и плюмажи самцов никого не оставят равнодушными, но ведь это днем. А что делать ночным животным? Оказывается, и они видят достаточно, чтобы сориентироваться на местности и найти все, что им нужно.
Полезный и вредный ген
О.В. Космачевская
В совместном исследовании Центра Джона Иннеса и Шанхайского института физиологии и экологии растений ученые обнаружили, что патогенный гриб, вызывающий мучнистую росу, использует для заражения путь, необходимый растениям для выстраивания симбиоза с полезными микоризными грибами.
Аккуратные митохондрии голого землекопа
О.В. Космачевская
Группа российских ученых под руководством В.П. Скулачева из МГУ имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с учеными из Германии и Швейцарии сделала интересное открытие, которое объясняет феномен долгожительства голых землекопов. Все дело в особом состоянии митохондрий – специальных структур клетки, в которых образуется АТФ.
Простой тест на Альцгеймер
О.В. Космачевская
Команда исследователей из Медицинской школы Вашингтонского университета предложила распознавать болезнь Альцгеймера по наличию в крови особой формы тау-белка P-tau217. Ранее количество этого белка измеряли в спинномозговой жидкости. Ученые предположили, что оттуда белок может попадать в кровь. И действительно, с помощью высокочувствительного масс-спектрометра они обнаружили P-tau217 и другие формы тау-белка в крови больных. Это означало, что по анализу крови можно обнаружить болезнь Альцгеймера.
Тест на рак простаты
О.В. Космачевская
Команда ученых из Онкологического исследовательского центра Джона ван Геста предложила для диагностики рака простаты использовать проточную цитометрию и искусственный интеллект. Тест определяет состав популяции лимфоцитов – естественных киллеров (NK-клеток), который меняется в ответ на опухоль.
Бархатцы — Король Оранжевое лето
Открытая статья
Бархатцы родом из Центральной и Южной Америки. В XVI веке конкистадоры привезли их в Испанию, и теперь эти неприхотливые и нарядные растения выращивают во всем мире. Бархатцами не только любуются, их активно и разнообразно используют, особенно на родине, в Америке. Прежде всего, это лекарственные растения.
Трактат о правах растений
Фантастический год
С. Батлер
В этом номере мы печатаем последний фрагмент из романа – «Трактат о правах растений». За очевидным сатирическим фасадом легко разглядеть уже сложившиеся представления автора о том, какую роль в эволюции играют повторяющиеся действия, привычка, опыт предыдущих поколений – то, что он позже назовёт «бессознательной памятью».
Человек на острове капустных деревьев и гигантских удодов
Н.В. Вехов
Остров Святой Елены в массовом сознании прочно связан с Наполеоном. Но мало кто задумывается, почему ссыльный император страдал и томился на скалистом плато, открытом всем ветрам. Куда делись густые леса, которые видели португальские первооткрыватели? Ответ прост: леса исчезли, когда остров заселили люди.
Восемь запрещенных знаков
«Мой мозг не воспринимает цифры». Так говорит школьник, которому надоело решать примеры, так говорю я, когда готовлю материал о ценах на инновационные лекарства. Теперь выяснилось, что заболевание, при котором мозг не воспринимает цифры, существует на самом деле. Известен по крайней мере один случай.
Переселенцы – 3
Разные мнения
Ю.С. Хохлачев
Многие века мировые религии эксплуатировали идею о бессмертии души, которое придает жизни человека смысл, не уничтожаемый смертью. С появлением материалистического взгляда на мироустройство и его логического продолжения, атеизма, ситуация радикально изменилась. Представление о смерти как окончательном прекращении существования личности в значительной мере обесценило смысл жизни конкретного человека. Возможно ли его восстановить в рамках материалистической концепции?
Айзек Азимов и его роботы
Фантастический год
А.В. Речкин
Научная фантастика — это не только прекрасная художественная литература, но еще и популяризация науки, которая определяет, каким будет наше будущее. Вот почему в выпусках «Химии и жизни» этого года фантастике отведено больше места, чем обычно. Мы продолжаем публиковать традиционные фантастические рассказы и миниатюры в рубрике «Нанофантастика», а также знакомить вас с мыслями великих фантастов. В этом выпуске предлагаем вам идеи и мечты А. Азимова о роботах.
Штриховка