«Химия и Жизнь», Август 2020

В номере:

Любовь Стрельникова
  Хемофилия

prev_2020_08_08.jpg

Александр Анатольевич Лутовинов, любитель экстремального состояния материи и экстремального отдыха, всю жизнь работающий в Институте космических исследований РАН (ИКИ РАН), не только блестящий астрофизик, но и хороший популяризатор любимой науки, умеющий просто рассказать о сложных космических материях. Активный, неравнодушный, прямой и несгибаемый, он работает заместителем директора ИКИ по науке и возглавляет Координационный совет профессоров РАН при Президиуме Российской академии наук. Но любимая астрофизика по-прежнему остается на первом месте его интересов. Как выглядит сегодня наша коcмическая наука на фоне мировой? Когда состоится полет на Марс? Могут ли нейтронные звезды приносить пользу человечеству? Откуда взялись мусорные журналы? Об этом, а также об отношении физика к химии и химикам и многом другом с гостем рубрики беседует главный редактор журнала Любовь Николаевна Стрельникова.

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgВ Университете Кюсю (Япония) впервые создали лазер на основе органического диода с прямой электрической накачкой.

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgС помощью комплекса черенковских гамма-телескопов H.E.S.S. астрофизики наблюдали за четырьмя загадочными источниками гамма-излучения. Оказалось, что эти источники светят в гамма-лучах стабильно без вариаций, а их жесткий спектр близок к тому, который должен генерироваться при аннигиляции частиц темной материи.

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgВ Кембриджском университете сконструирован микроскопический термоэлектрический генератор на основе двух квантовых точек, в котором используется эффект резонансного туннелирования электронов.

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgЭксперимент «Борексино» позволил по количеству геонейтрино найти полное радиогенное тепловыделение литосферы — от 26 до 52 ТВт, что соответствует силикатным моделям строения Земли.

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgВ Венском университете сумели охладить твердую наночастицу, содержащую 108 атомов, до низшего квантового состояния, когда в наночастице было возбуждено в среднем менее одного фонона (кванта теплового движения).

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgУтверждения о возможности получения материалов с упругими характеристиками или твердостью, в несколько раз превосходящими таковые для алмаза, не могут быть достоверны. К таким выводам пришли академик В.В. Бражкин и автор нашего журнала после проведения анализа публикаций последних 25 лет по данной теме.

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgВ Техническом университете Эйндховена обнаружили, что сплав кремния с германием становится прямозонным при доле германия более 0,65, и если его решетка гексагональна. На основе этого материала, может, удастся сделать светодиод, интегрированный в кремниевый чип.

Результаты: физика

prev_2020_08_19.jpgВ Боннском университете разработали новый метод исследования, который неожиданно выявил наличие статистически значимой крупномасштабной анизотропии Вселенной.

prev_2020_08_22.jpg

Чтобы жизнь продолжалась, влюбленные пары должны встретиться, а для этого как-то о себе заявить: «Эй, я здесь! Посмотри, какой я классный!» Посмотреть действительно есть на что, животные — непревзойденные мастера визуальной сигнализации, только о брачном оперении птиц написано столько, что за всю жизнь не перечитать. Яркая окраска, хвосты и плюмажи самцов никого не оставят равнодушными, но ведь это днем. А что делать ночным животным? Оказывается, и они видят достаточно, чтобы сориентироваться на местности и найти все, что им нужно.

Результаты: биохимия

prev_2020_08_27.jpgВ совместном исследовании Центра Джона Иннеса и Шанхайского института физиологии и экологии растений ученые обнаружили, что патогенный гриб, вызывающий мучнистую росу, использует для заражения путь, необходимый растениям для выстраивания симбиоза с полезными микоризными грибами.

Результаты: биохимия

prev_2020_08_27.jpgГруппа российских ученых под руководством В.П. Скулачева из МГУ имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с учеными из Германии и Швейцарии сделала интересное открытие, которое объясняет феномен долгожительства голых землекопов. Все дело в особом состоянии митохондрий – специальных структур клетки, в которых образуется АТФ.

Результаты: биохимия

prev_2020_08_27.jpgКоманда исследователей из Медицинской школы Вашингтонского университета предложила распознавать болезнь Альцгеймера по наличию в крови особой формы тау-белка − P-tau217. Ранее количество этого белка измеряли в спинномозговой жидкости. Ученые предположили, что оттуда белок может попадать в кровь. И действительно, с помощью высокочувствительного масс-спектрометра они обнаружили P-tau217 и другие формы тау-белка в крови больных. Это означало, что по анализу крови можно обнаружить болезнь Альцгеймера.

Результаты: биохимия

prev_2020_08_27.jpgКоманда ученых из Онкологического исследовательского центра Джона ван Геста предложила для диагностики рака простаты использовать проточную цитометрию и искусственный интеллект. Тест определяет состав популяции лимфоцитов – естественных киллеров (NK-клеток), который меняется в ответ на опухоль.

prev_2020_08_30.jpgБархатцы родом из Центральной и Южной Америки. В XVI веке конкистадоры привезли их в Испанию, и теперь эти неприхотливые и нарядные растения выращивают во всем мире. Бархатцами не только любуются, их активно и разнообразно используют, особенно на родине, в Америке. Прежде всего, это лекарственные растения.

Самюэль Батлер
  Фантастический год

prev_2020_08_35.jpgВ этом номере мы печатаем последний фрагмент из романа – «Трактат о правах растений». За очевидным сатирическим фасадом легко разглядеть уже сложившиеся представления автора о том, какую роль в эволюции играют повторяющиеся действия, привычка, опыт предыдущих поколений – то, что он позже назовёт «бессознательной памятью».

Вехов Н.В.

prev_2020_08_39.jpgОстров Святой Елены в массовом сознании прочно связан с Наполеоном. Но мало кто задумывается, почему ссыльный император страдал и томился на скалистом плато, открытом всем ветрам. Куда делись густые леса, которые видели португальские первооткрыватели? Ответ прост: леса исчезли, когда остров заселили люди.

prev_2020_08_48.jpg«Мой мозг не воспринимает цифры». Так говорит школьник, которому надоело решать примеры, так говорю я, когда готовлю материал о ценах на инновационные лекарства. Теперь выяснилось, что заболевание, при котором мозг не воспринимает цифры, существует на самом деле. Известен по крайней мере один случай.

Хохлачев Ю.С.
  Разные мнения

prev_2020_08_52.jpgМногие века мировые религии эксплуатировали идею о бессмертии души, которое придает жизни человека смысл, не уничтожаемый смертью. С появлением материалистического взгляда на мироустройство и его логического продолжения, атеизма, ситуация радикально изменилась. Представление о смерти как окончательном прекращении существования личности в значительной мере обесценило смысл жизни конкретного человека. Возможно ли его восстановить в рамках материалистической концепции?

Речкин А.В.
  Фантастический год

prev_2020_08_60.jpgНаучная фантастика — это не только прекрасная художественная литература, но еще и популяризация науки, которая определяет, каким будет наше будущее. Вот почему в выпусках «Химии и жизни» этого года фантастике отведено больше места, чем обычно. Мы продолжаем публиковать традиционные фантастические рассказы и миниатюры в рубрике «Нанофантастика», а также знакомить вас с мыслями великих фантастов. В этом выпуске предлагаем вам идеи и мечты А. Азимова о роботах.

Владимир Прягин

prev_2020_08_64.jpg– Ах, Николай Прокофьевич, вы даже не представляете, как я рад вашему визиту! Истинная удача, что вы откликнулись, выкроили денек! Вопросец-то деликатнейший, щекотливый — чужак тут такого может нагородить, что и в три года не разгребешь. А вы человек с понятием, всех нас знаете как облупленных — выросли по соседству, хоть и обретаетесь ныне в столичных высях…
Тараторя и улыбаясь, седеющий толстячок воодушевленно тряс руку гостю — господину лет тридцати. Разговор происходил в гостиной, на первом этаже старомодной, но добротно выстроенной усадьбы.

Сергей Кусков

prev_2020_08_72.jpgЯ их заметил в каком-то супер-пупер или, может, гипермаркете. Бросился в глаза яркий оранжевый ценник.
Торговая марка на упаковке была незнакомая — что-то испанское, португальское... Но все надписи по-русски. Кроме одной, самым мелким шрифтом: «Made in P.R.C.» Китайцы — народ скромный, свою страну всегда пишут мелким шрифтом. P.R.C. — это People’s Republic of China, ежели кто…
«Не содержит ГМО», наоборот, выделено жирным. Смешно: какое гмо может содержаться в этом фрукте? Разве что трансгенный червяк, запущенный на плантацию конкурентами с целью вредительства... Хотя, с другой стороны, хорошо смеяться мне, покупателю, а каково торговцу? Без этой ритуальной наклейки сейчас ни один товар в продажу не выпустишь, даже спички.

13.10.2020 18:00:00

Первую половину 2020 года астрофизики потратили на поиск объяснения феномена затемнения Бетельгейзе. Успеха, похоже, достигли исследователи из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

05.10.2020 16:00:00

…мегалиты, из которых построен Стоунхедж, происходят из леса Вест-Вудс в графстве Уилтшир, расположенного в 25 км к северу от этого археологического памятника…

…свойства позитрония — экзотического атома, состоящего из электрона, связанного с позитроном, — значительно отличаются от теоретических предсказаний, и это может быть признаком появления новых частиц или явлений, выходящих за рамки Стандартной модели…

…возможно, еще один человек на Земле полностью излечился от ВИЧ-инфекции, причем без пересадки костного мозга…

29.09.2020 18:00:00

Исследователи из Питтсбургского университета в 2019 году провели анализ видеозаписей пострадавших от т.н. «синдрома Гаваны» и пришли к выводу, что это был объективный результат какого-то воздействия.

22.09.2020 18:00:00

Исследователи из Университета Бригама Янга проанализировали более восьми сотен научных статей по проблемам спорта из научных журналов и выяснили, что обычные СМИ реагируют на выход статьи с четырехлетним опозданием! А максимум упоминания приходится и вовсе на восьмой год после публикации.

01.09.2020 14:00:00