Спокойный мозг — долгая жизнь

Космачевская О.В.
(«ХиЖ», 2019, №12)

Старение — досадное недоразумение. И даже если привести доводы о пользе старения для развития человечества и эволюции жизни на Земле, чувство досады все равно не исчезнет. Попытки затормозить старение предпринимали с незапамятных времен. Сейчас мы знаем, что отсрочить его могут антиоксиданты, физическая активность, ограниченное употребление сладкого или небольшой голод. И это далеко не все. Оказалось, на продолжительность жизни влияет даже характер человека, ход его мыслей, поведение.

В экспериментах, проведенных исследователями из Гарвардской медицинской школы на донорских тканях мозга человека, мышах и червях, впервые было показано, что перевозбуждение в нервной системе сокращает жизнь, а спокойствие — продлевает. Ученые проанализировали работу генов и состав белков в тканях мозга людей разных возрастных групп. Оказалось, у долгожителей активность генов, связанных с нервным возбуждением, понижена. В свою очередь, гены регулируются специальными белками, которые определяют, какие из них должны работать, а какие молчать. Один из таких регуляторов — белок REST, подавляющий избыточную активность нейронов мозга. Мыши с дефицитом REST испытывали повышенную возбудимость нейронов. Также на утрату подобных белков реагировали черви Caenorhabditis elegans — излюбленный объект ученых-геронтологов. Во всех экспериментах повышенное нервное возбуждение уменьшало продолжительность жизни. Интересным оказался тот факт, что белок REST активирует древние пути регуляции генов, связанные с долголетием. Причем эти пути сходны у червей, мышей и человека.

Воздействуя специальными веществами на возбуждающие нейроны C. elegans, удалось значительно продлить жизнь червям. Это вселило в ученых надежду, что, если будет найден способ снижения перевозбуждения в человеческом мозге, появится еще одна возможность замедлить наступление старости. Просто нужно найти вещество, активирующее белок REST.

Пока такого вещества нет, можно попытаться обуздать свои эмоции, разгрузить мозг, изменить его ритмы. В этом помогут занятия йогой, медитациями, спортом. И конечно, мозг нужно не только успокаивать, но и тренировать, например решая разные интеллектуальные задачи. Тогда удастся не только продлить жизнь, но и сохранить когнитивные навыки в пожилом возрасте. («Nature», 2019, 574, 359–364)