Полидатин останавливает рост раковых клеток

Космачевская О.В.
(«ХиЖ», 2019, №12)

Злокачественная опухоль, или попросту рак, развивается тогда, когда в обычных клетках происходит сбой генетической программы и они начинают бесконтрольно делиться, поражая прилежащие ткани и даже отдаленные органы. На протяжении многих лет ученые ищут способы борьбы с этими обезумевшими клетками. Чтобы победить врага, нужно знать его слабые места. И у раковых клеток такое место есть — это метаболический путь, перерабатывающий основное питательное вещество, глюкозу, в соединения, из которых синтезируются белки, липиды, ДНК.

Глюкоза — пища не только для опухоли, это самая лучшая пища для любой клетки нашего организма. Но в отличие от нормальных клеток, делящихся время от времени или вообще не делящихся, клетки опухоли размножаются с большой скоростью. А для этого им необходим постоянный приток сахара, из которого они извлекают строительный материал, энергию и восстановители (НАДН и НАДФН).

На связь между глюкозой и раком еще в начале XX века обратил внимание немецкий ученый Отто Варбург. Он обнаружил, что раковые клетки получают энергию за счет очень быстрого гликолиза — расщепления глюкозы без участия кислорода. Часть глюкозы направляется по альтернативному пути — пентозофосфатному циклу, в котором образуется НАДФН и материал для синтеза ДНК. НАДФН — это донор электронов, универсальный восстановитель в клетке. Многие ферменты используют его для синтеза. Главные потребители НАДФН — антиоксидантные ферменты, устраняющие активные формы кислорода. Производится этот восстановитель в реакции, катализируемой ферментом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназой, сокращенно — Г6ФД. Без этого фермента клетки не смогут синтезировать нуклеиновые кислоты и бороться с окислительным стрессом. Если они и не погибнут, то быстро расти и делиться точно не смогут. Было замечено, что количество Г6ФД повышается при раке мочевого пузыря, молочной железы, эндометрия, пищевода, предстательной железы, желудка, почки, печени, шейки матки, легких, яичников, а также при глиобластоме и лейкемии. Осталось только найти нетоксичные блокаторы зловредного фермента.

И такое вещество было найдено, им оказался глюкозид ресвератрола — полидатин, который давно использовали в лечебных целях. Содержится полидатин в китайском лекарственном растении Polygonum cuspidatum. Итальянские ученые с кафедры экспериментальной медицины Университета Компании «Луиджи Ванвителли» (Неаполь, Италия) проверили, может ли оно быть полезным в борьбе с раком. На экспериментальной модели раковой опухоли языка полидатин в концентрации 100 мг/кг тормозил развитие опухоли и образование метастазов. Исследователи предположили, что этот эффект вызван накоплением активных форм кислорода, которые запускают программу гибели клетки.

По данным клинических исследований, пациенты хорошо переносят полидатин, его лечебная доза существенно ниже токсичной. Кроме того, это вещество активно проникает в клетку.

Это исследование внушает надежду, что убить раковые клетки можно не только воздействуя на геном, но и внося помехи в метаболические пути, перерабатывающие глюкозу. («Cell Death Dis», 2018, 9, 572).