Старуха и море

В.Д. Киселев

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…


pic_2018_03_58.jpg

Это начало сказки, а что было дальше – знает каждый: жадная старуха потребовала слишком много и лишилась всего, откуда следует мораль: не жадничай. Однако есть, есть у этой сказки и другой смысл, который попытаемся раскрыть с помощью пары стратегических тетраэдров. Один отвечает за любовные отношения, а другой отражает стратегии поведения. В общем – своеобразный навигатор в море страстей человеческих.

Казалось бы, какое отношение имеют такие сложности к столь простой сказке? Да самое прямое. Ведь, с одной стороны, мы видим, как по мере развития сюжета в ней складывается классический любовный треугольник. Между прочим, старик-то не так уж и стар, что легко посчитать: если он женился, как тогда положено, в 16—18 лет, то ко времени действия сказки ему, выходит, всего-то под пятьдесят. Да и старухе где-то 46 лет. С другой стороны, всем участникам драмы приходится строить свое поведение исходя из игры партнеров, и старуха при этом показала себя почти что гением стратегии. Она ведь последовательно прошла статусы крепостной крестьянки – собственницы дома в рыбацкой деревне – владелицы дворянской усадьбы – царственной особы в столице собственного государства. Оцените степень влиятельности! Стоит ей только захотеть и четко сформулировать цель, как тут же все и происходит, а старик у моря в разговоре с золотой рыбкой только формально фиксирует старухин запрос и чуть позже достигнутый результат по наращиванию ее личной влиятельности. Фантастическая карьера! Подвели старуху элементарная некомпетентность в создании многоплановых стратегий (это неудивительно, она ведь не была знакома с излагаемой теорией) и чувство меры: завиральная попытка поменять свою человеческую идентичность на нечеловеческую, по сути, божественную, окончилась плачевно. Однако что мешало старухе остаться просто вольною царицей? Для поиска ответа используем инструмент, имя которому «меркаба», трехмерная звезда Давида.


Любовь, любовь, любовь – это три понятия

pic_2018_03_59.jpg

1. Концептуальная модель «стратегии любовных отношений»

Колоритная киногероиня Инны Ульяновой в «Семнадцати мгновениях весны» прямо заявила Штирлицу: «В любви я Эйнштейн!», вероятно понимая под этим глубокое знание индивидуальных и очень разнообразных стилей любовных отношений, которые образуются как частные комбинации нескольких базовых элементов. Их в виде треугольника формализовал американский психолог Роберт Стернберг в 1986 году, предложивший так называемую трехкомпонентную концепцию любви: плотская страсть, духовная близость и непреложные обязательства любить, взятые на себя человеком. Зная эту концепцию, совсем не трудно располагать на треугольнике как вымышленных героев литературных произведений, так и реальных людей. Например, Наташа Ростова из «Войны и мира» в полной мере испытывает к родительской семье совершенную любовь, к Анатолю Курагину – любовь-страсть, к Андрею Болконскому – любовь-обязательство, к Пьеру Безухову – любовь-дружбу, переходящую в совершенную любовь. Однако эта плоская концепция грешит неполнотой, поскольку она не учитывает важнейшее обстоятельство, а именно то, что жизнь человеческая находится между двух полюсов-состояний: Жизнью и Смертью. Психологи, вслед за древними греками, сказали бы, что у человека есть два стремления – к Эросу и Танатосу, Фрейд же прямо определил, что стремление к последнему и есть главное в человеке. Рассматривать любовь без учета жизни довольно странно. Если же учесть еще и Танатос, тогда плоский треугольник Стернберга превратится в тетраэдр (рис. 1) с вершинами «страсть», «дружба», «обязательства» и «ненависть», причем в серединах его ребер и граней окажутся смешанные состояния (их список находится в таблице 1), а в геометрическом центре одной из граней, составленной вершинами страсти, дружбы и обязательств, расположится Совершенная любовь. С его помощью можно отмечать статичное положение участников человеческих отношений и следить за динамикой изменения их чувств, как медленной, так и быстрой. В частности, удается диагностировать и прогнозировать возможные эффекты, например ценностные конфликты или целевые устремления персонажей.

Как мы помним, Штирлиц отверг предложенное разнообразие любовных стилей и умелое их применение; в замечательном фильме он, к сожалению, демонстрировал на любовном фронте преимущественно стратегию уклонения, в отличие от другого супершпиона, Джеймса Бонда. Поэтому проследить за эволюцией чувств этого профессионала двойной жизни нам не удастся. А вот в любовном треугольнике «старик – рыбка – старуха» чувства участников вполне открыты для опытного глаза.

Изначально между стариком и старухой имеются взаимные обязательства, возможно, с некоторым элементом дружбы. К рыбке же старик явно испытывает дружеские чувства – отпускает ее. Старуха про рыбку пока не знает, стало быть, и отношение к ней нейтральное. Но когда она узнает, что рыбка не простая, отношение меняется – в старухе явно возникает ревность и к старику, и к рыбке, которая будет нарастать почти до конца сюжета. То есть если изначально старуха находится где-то посередине грани БВГ тетраэдра, то теперь она начинает проваливаться внутрь него, двигаясь в направлении ребра АГ, соединяющего крайне опасные вершины – страсти и ненависти. Что же касается рыбки, то она, не имея прямых отношений со старухой, со стариком поддерживает отношения явно дружеские, но при этом и чувствует себя обязанной ему. То есть находится на вполне безопасном ребре БВ. И действительно, никакого конфликта со стариком у нее не возникает. Но вот по отношению к старухе, по мере роста ее запросов, формируется антипатия, которая растет все сильнее и сильнее – это отражается в реакции моря на новые просьбы. То есть рыбка движется к ненависти – по грани тетраэдра в направлении вершины Г. Старуха же, по мере развития сюжета, начинает не просто ревновать старика, а явно ненавидит его. Очевидно, за привязанность к рыбке, которая выполняет все более и более вздорные желания, становясь все более опасной, ведь при этом авторитет старухи в глазах Старика падает. В конце концов старуха оказывается полностью на ребре АГ, а рыбка – в вершине Г. Тогда-то конфликт достигает своей кульминации, когда никто уже не может остановиться – старуха требует невозможный для нее божественный статус, но рыбка не может такой статус дать, поскольку это выходит за ее полномочия. Однако и сохранить статус-кво она не может, это ведь будет поражением в поединке со старухой. Тогда она разрушает любовный треугольник, поворачивает время вспять: старик остается в семье со взаимными обязательствами, соперница же исчезает без следа. С разбитым корытом устойчивое равновесие в сложной ситуации достигнуто. Рыбка смогла остаться в меру благодарной, но не изменить самой себе.


Стратегии менеджера

Рыбка решила для себя типовую менеджерскую проблему: до какого предела надо соглашаться выполнить просьбу, а с какого момента надо обязательно отказать. Она в диалоге ошибок не совершала. А вот старик изначально не был готов к возможности карьерного роста, не занял лидерскую позицию и позволил старухе манипулировать собой, с каждым циклом теряя степень своей влиятельности. А какие у него были варианты? Здесь на помощь приходит еще один тетраэдр – тетраэдр менеджерских стратегий.

pic_2018_03_61-1.jpg

2. Концептуальная модель «Пятнадцать эталонных менеджерских стратегий»

В психологии и менеджменте широко применяют сетку Томаса – Килменна, которая позволяет определить ведущую стратегию поведения человека при построении отношений. Она, по сути, базируется на двух дифференциалах: сотрудничество — соперничество и поглощение — уклонение. Поскольку они вообще-то отражают совсем разные взаимодействия людей, их нужно располагать отнюдь не в плоскости. И тогда получается тетраэдр менеджерских стратегий (рис. 2), отличающийся от плоских моделей своей полнотой, поскольку на нем легко найти всевозможные смешанные типы взаимодействий, которые располагаются на ребрах и гранях (см. таблицу 2). Общее число базовых стратегий – пятнадцать штук: четыре вершины и точка в центре тетраэдра, центры шести ребер и центры четырех граней.

Интересно, что большинство сценаристов голливудских фильмов используют именно такой тетраэдр стратегий. В этом легко убедиться, отследив все перипетии любого персонажа от начала до конца. Конечно, жесткая фиксация стратегических стилей может убить художественную ценность, но одним-то фильмом для отработки методики вполне можно пожертвовать. Большинство же людей даже не догадываются о таком обилии возможностей и предпочитают в своей повседневной жизни всего две-три стратегии: соперничество, уклонение и иногда компромисс, заявляя при этом, что настроены очень дружелюбно и стремятся к сотрудничеству.

Посмотрим, как меняются стили поведения участников сказки по мере развития сюжета. Очевидно, что поначалу старик и старуха настроены на сотрудничество – он ловит рыбу, она мотает пряжу. С рыбкой же у них возникает компромисс: приходится выбирать, что с ней делать – съест сразу или отпустить. В ответ на выбор компромисса благодарная Рыбка сотрудничает со стариком и со старухой – делает им новое корыто.

Однако после того как бытовые проблемы решены – есть и корыто, и дом с тесовыми воротами, у старухи развивается соперничество, прежде всего с рыбкой, с которой она бескомпромиссно меряется своим влиянием, подначивает выполнять все более сложные задания. Зная про любовный треугольник, нетрудно угадать, что старуха надеется на торжество в финале: удовлетворенно сказать старику, ну вот, видишь, не справилась твоя рыбка, не так уж она и хороша. Но с определенного момента начинается соперничество и со стариком, ведь он-то, выходит, служит посредником при общении с другим, более могущественным миром, обладает доступом к сверхспособностям, чего сама старуха лишена. Поэтому поначалу она идет на компромисс, дозволяя связь с рыбкой, а затем, испугавшись последствий, уклоняется от встреч со стариком – стража сначала гонит его взашей из дворянского терема, а потом и вовсе не пускает в царский дворец.

Рыбка же явно переходит от сотрудничества сначала к компромиссу, а потом и к соперничеству. Надо сказать, что расчет старухи на положительный эффект такого соперничества полностью удается – включившись в него, рыбка вынуждена демонстрировать все большее и большее могущество, отчего положение старухи, показывшем себя прекрасным стратегом, только улучшается.

Ну а старик… старик как выбрал изначально стратегию растворения, так и придерживается ее, разве что проявляет слабое сопротивление, жалуясь рыбке на самодурство старухи. Вот принял бы он стратегию растворения-уклонения, сказав, что в разыгравшуюся бурю не нашел рыбку, все могло бы разрешиться к общему счастью персонажей. Аналогично, сосредоточившись на соперничестве – сотрудничестве – компромиссах, старуха слишком увлеклась. А ведь в ее распоряжении был еще десяток стратегий, которые могли бы сохранить и достигнутое положение, и мир, как со стариком, так и с рыбкой. Однако, опять вспомнив, что тут есть любовный треугольник, можно предположить: ревность и страсть полностью закрыли зрение старухи, и неиспользованные стратегии оказались в зоне, которую называют «слепые пятна стратега».

Если совместить оба упомянутых тетраэдра, модели стратегий взаимной любви и стратегий менеджера, то получиться звездообразная фигура, которую называют «меркаба» – та самая, что упомянута в начале статьи. По сути, это изображение на плоскости двух трехмерных проекций четырехмерной фигуры, которую составляют эталонные стратегии поведения. Если знать про ее существование, удается базовые стратегии держать в фокусе внимания, осознавать их и успешно играть с ними при взаимодействии с оппонентами. Благо, если они не обременены знаниями, в их распоряжении будет от силы две-три дискретные цифровые стратегии, а владелец меркабы располагает сочетанием трех десятков гибких, аналоговых. Зона свободы и вариантов стратегий развития у него в разы больше, соответственно и больше шансов на победу. В этом нетрудно убедиться, взяв некую сложную коллизию и применив для ее рассмотрения предложенный метод.



Таблица 1.
Суть стилей любви (первые семь – по Р.Стернбергу, остальные – дополнения)

Обозначение

Стиль любви

Суть любовного стиля

А

Страсть

Физическое влечение, сексуальные привлекательность и отношения, страстная влюбленность, любовники растворяются друг в друге, испытывают восторг, добившись любви. Не очень долговременны и экологичны. Безрассудная любовь может внезапно возникнуть и также внезапно исчезнуть, если не получит подкрепления. Пример – Джакомо Казанова и его возлюбленные.

Б

Дружба

Взаимное понимание, духовная близость, единство и общность, отношения без долгосрочных обязательств, симпатия, тепло отношений, сопричастность, принятие без условий. Пример – Андрей Болконский и Пьер Безухов.

В

Обязательства

Пустая любовь, обязательство любить без страсти и близости, необходимость оставаться в долговременном союзе, в том числе выполнять семейные обязательства, строить планы на совместную деятельность и достижения. Часто превращаются в обузу. Пример – сохранение семьи супругами только до достижения детьми совершеннолетия. Такая пустая любовь не обязательно конечная стадия семейных отношений. В дореволюционной крестьянской брачной практике бытовал принцип «стерпится – слюбится». Пустая любовь может стать началом успешных семейных и любовных отношений. Ведь браки по расчету бывают вполне устойчивыми.

АБ

Романтическая любовь (дружба + страсть).

Любовники физически и эмоционально связаны друг с другом, разделяют общие цели и ценности, но не имеют друг перед другом долговременных обязательств по поддержанию отношений. Пример – Ассоль и капитан Грей (до свадьбы).

БВ

Дружеская
любовь
(дружба +
обязательства)

Сильнее, чем дружба, благодаря взаимоприемлемым долгосрочным обязательствам. Платоническая крепкая дружба между близкими друзьями, членами семьи. Пример – братская любовь Наташи и Николая Ростовых.

АВ

Роковая
любовь (страсть +
обязательства)

Бурные восхитительные ухаживания с взаимными клятвами и обещаниями не уравновешены духовными ценностями и близостью. Примеры – Пьер Безухов и Элен Куракина, Дон Жуан и донья Анна, Печорин и княжна Мэри, Синяя борода и его жены.

АБВ

Совершенная любовь
(дружба + страсть +
обязательства)

Пример – любовь Одиссея и Пенелопы. Такие идеальные отношения имеют наибольшую вероятность на долговременность и взаимную экологичность, но ее достижение и долговременное удержание – задача не из простых. С возрастом и затуханием страсти возможно смещение к дружеской любви (БВ). Пример – пожилые родители Базарова.

Г

Нелюбовь-ненависть

Враждебность, отрицательно окрашенное деструктивное чувство, активное отвращение, горькое раскаяние, отвратительная тягостная связь одного человека с другим, пропитанная злобой и страхом. Антипод любви; зависть, гнев и месть слабых за испытанный страх, который затмевает их рассудок.

АГ

Ревность (страсть +

ненависть)

Страстная любовь, смешанная с ненавистью из-за невозможности обладать и управлять объектом любви всецело и безраздельно. Пример – Парфен Рогожин и Настасья Филипповна.

БГ

Нейтральное пассивное игнорирование (дружба +

ненависть)

Связь полностью разорвана или ее просто не существует. Пример – незнакомый прохожий в толпе.

ВГ

Кабальные обязательства (ненависть + обязательства)

Ненависть из-за невозможности разорвать нежелательную взаимосвязь. Пример – злостный алиментщик, с неудовольствием платящий по исполнительному листу.

АБВГ

Нейтральные человеческие отношения

Минимальное присутствие любви и ненависти, страсти и взаимных обязательств, характеризует подавляющее большинство наших личных отношений, повседневное взаимодействие. Пример – мало знакомый прохожий.


Таблица.2.
Суть стилей базовых стратегий поведения
(первые пять по Томасу – Килменну, остальные – дополнения)

Обозначение

Стиль стратегии

Суть стиля стратегии

а

Соперничество

Партнер по взаимодействию активен, самостоятелен, в партнерском сотрудничестве не заинтересован, способен на волевые решения. Часто ценности и цели партнеров не совпадают или противоположны друг другу. Пример – ты выиграл – я проиграл в этом раунде.

b

Уклонение

Партнер по разным причинам пассивно и индивидуально уклоняется от разрешения конфликта, по сути, переносит его на другое время, когда будет готов его разрешить конструктивно. Пример – Скарлетт О’Хара: я подумаю об этом завтра.

c

Растворение

Партнер пассивно принимает интересы более сильного партнера в группе и не отстаивает собственные интересы, что иногда приводит к взаимной гармонии. Пример – слова из песни: «пусть всё будет так, как ты захочешь!».

d

Сотрудничество

Партнер открыто и активно отстаивает свои права в группе, не забывая прав партнера (оппонента), с которым конструктивно взаимодействует. Результат – устойчивое дружественное взаимовыгодное решение проблемы. Цели и ценности могут частично или полностью совпадать, что облегчает совместную деятельность. Пример – все машины в маленьком дворе поместятся, если ставить их «ёлочкой».

abcd

Компромисс

Партнер частично уступает партнеру (оппоненту), чтобы удовлетворить свои более важные оставшиеся интересы. Другая сторона делает то же самое. Все немного недовольны достигнутым соглашением, но обсуждать сейчас уже нечего. Пример – «Хорошо. Я буду делать зарядку, но только с понедельника и самостоятельно».

ad

Сотрудничество + Соперничество

Сначала надо похвалить, затем выразить удивление и огорчение плохим результатам, далее выразить уверенность в возможных изменениях к лучшему. Пример – классики менеджмента учат: два комплимента подчиненному и один «волшебный пинок».

ac

Сотрудничество + Растворение

Пример – «Хорошо, внучек, я подарю тебе свою квартиру с правом моего пожизненного проживания».

ab

Сотрудничество + Уклонение

Пример – сюжет романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: жена полюбила друга мужа; чтобы не мешать счастью влюбленных, муж имитирует самоубийство и отправляется поднимать американское народное хозяйство.

bd

Соперничество + Уклонение

Пример – основная партизанская стратегия: «ударил и уклонился от ответа».

cd

Соперничество + Растворение

Пример – «я неохотно подпишу акт сдачи-приемки под вашим давлением, но выскажу свое особое мнение (для прокурора)».

bc

Растворение + Уклонение

Пример – «Вы имеете право это сделать, но толку ни для кого от этого не будет».

abc

Растворение + Уклонение +
Сотрудничество

Пример – «Я выполню приказ, хотя с ним не согласен, выполню максимально плохо и не буду его оспаривать/скандалить».

bcd

Растворение + Уклонение +
Соперничество

Пример – купчик Игнатий из фильма «Земля Санникова» предупреждает вождя племени онкилонов, что «жира и мяса во мне хорошего мало, если скушать надумаете, то не советую, так как опосля приболеть можете».

acd

Сотрудничество + Соперничество + Растворение

Пример – «Я буду-буду сотрудничать с тобой, периодически взбрыкивая и огрызаясь. Постепенно принимая тебя, соглашаясь со всем, что ты предложишь, разделяя твою ответственность».

abd

Сотрудничество + Соперничество + Уклонение

Пример – «Я буду-буду сотрудничать с тобой, периодически взбрыкивая и огрызаясь. Постепенно перекладывая ответственность с себя на тебя».



Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 3/2018) на с. 58 — 61.

Разные разности
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...
Пишут, что...
…археологи обнаружили на стоянке мамонтов Ла-Прель в округе Конверс бусину, сделанную из кости зайца, возраст которой составляет около 12 940 лет… …астрофизики впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероидов Ирис и Массалия… ...