|
Художник П.Перевезенцев |
Наш век — время антиоксидантов. Их считают чудо-средством, незаменимым в косметологии и медицине, и между антиоксидантами разного происхождения идет своеобразное состязание, кто круче. Одно из популярных и широко рекламируемых соединений — мангиферин, выделяемый из коры и листьев манго.
Манго — одна из главнейших тропических плодовых культур. Ежегодно с манговых деревьев собирают 42 млн тонн плодов, среди тропических фруктов больший урожай только у бананов. Сейчас манго выращивают в 103 странах мира, хотя исходно это азиатское растение; основным производителем остается Индия, где его культивируют более четырех тысяч лет. Недаром растение называется индийское манго — Mangifera indica, иногда просто мангифера.
Это вечнозеленое дерево высотой до 40 м, с толстой, серо-коричневой корой и длиннющими листьями. Плод мясистый и сочный, с желтой, красной или оранжевой мякотью. У некоторых сортов, а их известно около тысячи, плод весит около килограмма. Внутри одна косточка, крупная и твердая.
Манго — индийский деликатес, король фруктов. То, что не съедают в свежем виде, маринуют, сушат, делают из манго соусы, масло, нектар, сок, джем. Кожица и мякоть плодов богаты пищевыми волокнами, витаминами А и С, незаменимыми аминокислотами, фенольными соединениями и полифенолами, среди которых катехины, кверцетин, кемпферол и мангиферин. Собственно, полифенолов много во всех частях растения. Плоды, цветки, листья, кору, корни, ветки, а кое-где и древесину издавна используют в медицинских целях. В каждой стране свои рецепты, но спектр применения широчайший: тут и заболевания полости рта, желудочно-кишечного и мочеполового тракта, и неврологические расстройства, пониженное давление и анемия, рак, диабет и ожирение, волчанка и астма, бронхиты и простуды, гепатит и сифилис, тошнота и малярия. В Танзании из коры делают зубную пасту, в Бангладеш пеплом сожженных листьев присыпают ожоги, а смолой коры залечивают трещины на коже.
Пожалуй, чаще всего в качестве лекарства используют кору, богатую полифенолами, в первую очередь мангиферином. Этот полифенол сначала применяли как краситель, он хорошо окрашивал шелк в желто-коричневый цвет. В 1960-х годах ученые расшифровали его структуру, а с начала XXI века интерес к свойствам мангиферина резко вырос, как и число публикаций о нем.
Итак, мангиферин, 2С-бета-D-глюкопиранозил-1,3,6,7-тетрагидроксикантон (C19H18O11). В чистом виде это желтый кристаллический порошок, устойчивый к кислотному и ферментативному гидролизу. Хотя мангиферин содержится во многих растениях, например в молодых кофейных листьях, его основной природный источник — кора мангового дерева. В составе мангиферина два фенольных кольца. Все полифенолы — антиоксиданты, но мангиферин содержит целых восемь гидроксильных групп, что делает его, к великой радости исследователей, особенно мощным антиокислителем.
На Кубе водный экстракт коры индийского манго выпускают как пищевую добавку под названием Виманг (Vimang). Он содержит не только мангиферин, но и его производные изомангиферин и гомомангиферин. На Шри-Ланке в качестве источника мангиферина используют экстракт растения Salacia reticula, препарат называется Salaretin, это тоже пищевая добавка, в основном антидиабетическая.
Несмотря на давние народные традиции, выпуск коммерческих препаратов и все более широкое их использование, клинических исследований, посвященных действию мангиферина, практически нет. Эффекты вещества исследуют на клеточных культурах и на животных. Например, на культуре клеток лейкемии человека HL-60 показали, что мангиферин блокирует пути, которые регулирует транскрипционный фактор NF-æB, и активность некоторых цитокинов воспаления. Теоретически вещество, обладающее такими свойствами, должно защищать от болезней мозг (головной и спинной), сердце, легкие, почки, печень и кожу, противодействовать раку, диабету, колитам, артритам, заболеваниям желудочно-кишечного тракта и сепсису. А раз должно, то, скорее всего, и защищает. К тому же структура мангиферина такова, что, принятый перорально, он может быть лекарством. Этого оказалось достаточно, чтобы его лекарством и сочли.
Авторы многочисленных обзоров отмечают, что мангиферин лечит воспалительные заболевания разных органов, усиливает иммунный ответ и подавляет рост опухолей. К сожалению, они забывают указать, что эти результаты получены в экспериментах на лабораторных грызунах. Выяснить это можно, только заглянув в список литературы. Мангиферин позволяет мышам вылечить диабет и сбросить вес, поскольку ускоряет метаболизм жиров и углеводов. На аппетит он не влияет. На мышах же проверено обезболивающее действие экстракта Виманг.
О том, насколько лекарство помогает людям, на самом деле известно крайне мало, причем настоящее клиническое исследование всего одно. У пациентов с лишним весом, принимавших по 150 мг мангиферина в день, снизилось содержание липидов в плазме крови. Однако на уровень холестерина и триглицеридов низкой плотности препарат не повлиял, и снижение веса медики не зафиксировали. В этом исследовании было всего 97 участников.
Есть упоминание о 116 пациентах, которые не без успеха принимали мангиферин и его производные при метаболических расстройствах, таких как диабет, ожирение, подагра, заболевания печени и сердца, или в косметических целях, прослышав о его противовоспалительных свойствах.
Виманг иногда прописывают онкологическим больным, есть данные о 122 пациентах, у которых после трехмесячного курса существенно улучшилось качество жизни, возможно, из-за противовоспалительного и обезболивающего эффекта мангиферина.
Народные целители практически не ведут учета, поэтому, какими бы свойствами не наделяла традиция то или иное растение, проверить эти данные сложно. К тому же мангиферин сложно применять в клинике из-за плохой растворимости в воде и в жирах. Через мембраны и гематоэнцефалический барьер препарат не проходит. Кроме того, и при пероральном приеме, и при внутривенном введении мангиферин плохо усваивается. Его биодоступность около 1,2%, поэтому в экспериментах на животных нужны большие дозы, обычно от 50 до 100 мг на кг веса, хотя бывает и больше. Сейчас активно получают и исследуют производные мангиферина, пытаясь найти вещества с приемлемыми фармакологическими свойствами. Меж тем известно, что биодоступность мангиферина увеличивается, когда его принимают в сочетании с другими травами. Именно поэтому в традиционной китайской и индийской медицине кору манго используют не в чистом виде, а в травяных сборах.
И тут возникает естественный вопрос: а можно ли вообще принимать мангиферин в таких больших дозах? Не токсичен ли он? Свободные радикалы необходимы для нормального существования, а высокая концентрация антиоксидантов может нарушить дыхательную цепь митохондрий и помешать клеточному делению. До сей поры сообщений о токсичности пищевых добавок с мангиферином не поступало. Авторы всех обзоров напоминают, что плод манго питателен и безопасен. Безопасной суточной дозой для взрослого человека считается 0,9 г мангиферина. Его производные тестировали на крысах и сочли нетоксичными. Однако чтобы полностью убедиться в безопасности этих молекул, нужно больше исследований, крысы ведь и оплетку кабеля могут съесть.
Пока мангиферин изучают, его продолжают активно рекламировать как средство от многих болезней. Возможно, в недалеком будущем кора и листья перестанут быть основным естественным сырьем. Мангиферин содержится во всех частях растения, в том числе в кожуре плодов и косточках, на долю которых приходится от 35 до 60% от общего веса плода. И кожура, и косточки представляют собой отходы пищевого производства, однако выбрасывать их жалко. Прежде всего, это дорого. Цена вопроса в данном случае неизвестна, однако на утилизацию яблочных отходов в США расходуют ежегодно около 10 млн долларов. Кроме того, эти части растений, помимо полифенолов, содержат каротиноиды, витамин С и пищевые волокна. А из семян еще и масло выжимают, по физико-химическим свойствам оно сходно с маслом какао и может заменить его в кондитерской промышленности. Так чем выбрасывать, лучше полифенолы из очистков получать. Недавно антиоксидантные свойства кожуры манго исследовали — на клеточных линиях, естественно, — и решили, что она может стать компонентом пищевых добавок.
Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 7/2018) на с. 58 — 59.