Жизненные циклы буратинологии

В.Д. Киселев

Нам с детства известна история о деревянной кукле, которая стала свободной марионеткой, а позже обладателем собственного театра. Буратино вместе с Чапаевым и Штирлицем, Моцартом и Сальери, Екатериной Великой и Шариковым пополнил галерею российских архетипов. Во всех этих ярких, очень сложных и разных в своих деталях историях прослеживается череда схожих, по своей сути, событий. Их можно формализовать в относительно простую концептуальную модель, которая поможет лучше понимать устройство окружающего нас мира.


pic_2018_07_42.jpg
Художник Макс Эрнст


Модель для буратинолога

В домашней библиотеке у меня есть несколько десятков книг разных авторов, которые легко можно было бы отнести к «российской и зарубежной теоретической и прикладной буратинологии», или «технологии манипулирования массовым сознанием». Практически все они ратуют за прогресс, за развитие личности в рамках устойчивых социальных ценностей. Сюжеты про Буратино и его золотой ключик, Руслана и Людмилу, Одиссея и Геракла помогут нам сформулировать и проиллюстрировать концептуальную модель этапов жизненного цикла героя и мифа о нем. Согласно этой модели, весь жизненный цикл героя делится на четыре фазы: рождение и формирование – бурное развитие – функционирование и кульминация – смена идентичности или разрушение объекта. При этом нужно вспомнить, что еще древние греки делили мир на две равнозначные части: мир людей и мир идей, по которым всю свою жизнь блуждает человек сам либо в памяти людей.

Итак, у нас есть герой, судьбу которого мы сейчас будем препарировать, разъяв ее на неоднократно повторяющиеся как в литературе, так и в жизни, стандартные этапы. Делать это нужно для того, чтобы всегда понимать при рассмотрении конкретной жизненной ситуации, какому этапу она соответствует, и в зависимости от этого предпринимать необходимые действия. А ненужные действия не предпринимать.

Судьба типового героя выглядит так. Сначала он находится в мире идей: все начинается с мечты родителей о его рождении. Через некоторое время после того, как будущий герой появляется на свет, входит в мир людей, он начинает испытывать комплекс неполноценности. Психологи утверждают, что этот этап болезненной фрустрации необходим для становления здоровой и вменяемой личности. Дальше герой слышит зов и отправляется в путь за разрешением своего затруднения. На этом пути ему приходится переходить через свой Рубикон. В случае удачи он снова оказывается в мире идей, где происходит второе рождение героя. Там он испытывает искушение и выходит на битву с драконом, то есть ищет решение своей проблемы. Это дает повод для рождения мифа о нем, с которым герой воскресает – возвращается в мир людей. Там он успешно социализируется, подтверждает свое право на высокий статус и, если удается это право реализовать – воцариться, – закрепляет созданную им норму для решения определенного типа проблем. С физической смертью героя – новым переходом в мир идей – процесс мифообразования о нем может закончиться заслуженным или незаслуженным обожествлением на некоторый период времени.


Судьба Буратино

Буратинологи не первый год работают над историей деревянного человечка с длинным носом и с ее помощью построили подробную модель его судьбы, которую можно приложить к огромному числу историй и ситуаций. Результат получился весьма емким – всего в этой, казалось бы, незамысловатой судьбе выделено 46 этапов или различных состояний (см. таблицу) с многократными переходами между обоими мирами – идей и людей. Их подробные описания могут занять не один десяток страниц, поэтому ниже используем краткое изложение достижений этой величественной науки.


Таблица 1. Контентная сетка для описания жизненного цикла героя

Мир идей

Этапы развития

(события и состояния)

Мир людей

1






Мечта родителей о

рождении героя







2





Вещественное








3




Популятивное









4



Обобщенное










5


Разделительное











6

Порог. Рождение героя












Детство героя

7











Пророчество


8










Декларация о независимости



9









Юность героя




10








Фрустрация неудачника.





11







Зов к герою




12








Исход (начало путешествия)



13









Путешествие


14










Страж. Мытарь

15










16

Порог. Второе рождение










17


Компенсация









18



Искушение героя








19




Подготовка к битве







20





Битва с драконом






21






Обретение эликсира.

Рождение мифа







22





Уклонение от погони








23




Надежное укрытие









24



Черный маг










25


Белый старец











26

Порог. Воскрешение












Начало социализации

Первый адепт

27











Социализация в

референтной группе


28










Преодолённое искушение



29









Вызов на бой




30








Воцарение

Закрепление мифа





31







Зов к мифу о герое




32








Исход (начало путешествия)



33









Путешествие мифа о герое


34










Чистилище

35










36

Порог. Смерть героя










37


Искушение 1.

Вещественное









38



Искушение 2. Популятивное








39




Искушение 3. Обобщенное







40





Искушение 4.

Разделительное






41






Обожествление







42





Регламентация








43




Рутинизация









42



Выхолащивание










45


Утилизация











46

Порог. Смерть мифа







1–4. У Буратино, на самом деле, два родителя. Это столяр Джузеппе и шарманщик Карло. Ответственные родители будущего героя должны осознать его вещественную, популятивную, обобщенную и разделительную сути, найти ответы на соответствующие вопросы: «Каким физически должен стать герой?», «К какой семье (конкретной популяции) он будет принадлежать?», «В какую обобщенную социальную группу войдет?», «Чем герой будет принципиально отличаться от других?». Очень часто наивные родители, пребывая в мире радужных идей, с помощью рождения детей надеются решить свои личные затруднения. Папа Карло не исключение – он для себя отвечает на эти вопросы следующим образом: вырезанную из говорящего полена куклу можно научить всяким смешным словам, петь и танцевать, чтобы носить по дворам и зарабатывать таким образом на кусок хлеба и стаканчик вина.

5. Декларация о рождении героя звучит так: «Как бы мне ее назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я ее Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство – всех их звали Буратино: отец – Буратино, мать – Буратино, дети – тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

6. Этот этап – прохождение порога: кукла вырезана и попала в мир людей.

7. Детство героя. Буратино начинает баловаться. Убежал, притворился мертвым и подставил папу Карло. «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые». Можно вспомнить пример из греческой мифологии, когда младенец Геракл душит змей, посланных к нему злобной Герой.

8. В детстве обязательно возникает сюжет с пророчеством. У Буратино – это встреча со сверчком, который дает прогноз судьбы: «Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой сухой мухи».

9. А далее герой вступает в юность и произносит Декларацию о независимости: «Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома — лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я еще не то придумаю!..»

10. В юности неизбежно случаются неудачи. Для Буратино это инцидент с крысой Шушарой, который, если бы не вмешался папа Карло, мог стоить Буратино жизни.

11. За этим следует фрустрация неудачника, герой осознает свои недостатки и личностные проблемы. Переживания Буратино приводят к тому, что он хочет выучиться грамоте, разбогатеть и отблагодарить старого шарманщика.

12. Зов к герою. Для Буратино он прозвучал из кассы кукольного театра и определил его жизнь.

13. Исход. Путешествие начинается после того, как Буратино перешагнул порог театра.

14. А далее идет череда событий, в ходе которой герой обретает жизненный опыт, – это все приключения и злоключения Буратино перед тем, как попасть в Страну Дураков.

15–16. И вот он оказывается на границе, перейдя которую, начинает свой главный подвиг – идет навстречу Дракону. На этой границе его ждет Страж, Привратник, Мытарь, Харон – в каждом мифе у него свое имя. Он берет плату за переход в другой мир. Например, Одиссей платит кровью за посещение царства Аида. А с Буратино плату пытаются получить лиса Алиса и кот Базилио. Руслан бьется с Головой (Черномором-старшим) за право двигаться дальше. Договорившись со Стражем, герой проходит порог. Для Буратино это мост через реку на пути в Страну Дураков.

17. За преодоление следует награда. Побежденная голова Черномора дарует Руслану меч. Баба Яга после преодоления испытаний помогает Ивану-дураку. У Дон Кихота появляется верный помощник Санчо Пансо. А у Буратино – Пьеро.

18. Искушение героя – очень важный этап судьбы, здесь формируется «петля застревания», так как герою хочется задержаться, прекратить свой путь. Одиссей оказывается у нимфы Калипсо, откуда уплывает, лишь влекомый чувством долга. А Буратино оказывается в домике Мальвины, девочки с фарфоровой головой и голубыми волосами. Вот оно, личное счастье, найдено. Трудно герою устоять.

19. Подготовка и мотивация к битве. Для Буратино – это спасение друзей от Карабаса-Барабаса. Внутренняя свобода становится внешней свободой; герой теперь возмутитель спокойствия и защитник притесняемых, как Ходжа Насреддин.

20. Битва с драконом. В сказке про золотой ключик дракон двухголовый и опосредован двумя персонажами: Карабасом-Барабасом – доктором кукольных наук, злым почти волшебником – и Дуремаром, который подл как интеллигентный эксплуататор, как носитель некоей учености, готовый продаваться силе и власти.

21. Герой-победитель дракона всегда обретает чудодейственный эликсир, то есть находит одноразовое решение проблемы, после чего рождается миф о герое. После победы над Карабасом-Барабасом и Дуремаром золотой ключик оказывается у Буратино. В других сказках это эликсир молодости для пожилого царя-батюшки, рубашки из крапивы для братьев-лебедей, молодильное яблочко как замечательный способ вернуть человека на несколько этапов или фаз назад.

22–25. Далее начинается погоня, от которой герой, обладающий чудодейственным эликсиром, пытается уклониться. При этом он может найти надежное укрытие, и тут опять формируется «петля застревания», так как герою хочется задержаться в укрытии и прекратить свой путь. Если же он выйдет из укрытия, то непременно встретится с черным магом. У Буратино это опять, казалось бы, побежденный Карабас-Барабас. Но с черным магом помогает справиться Белый старец – папа Карло, который колотит Карабаса-Барабаса с помощниками и отбирает кукол.

26. И вот наступает момент возвращения в мир людей, герою надо опять преодолевать порог. Для Буратино – это порог в прямом смысле, порог каморки папы Карло. Для Одиссея – одинокое возвращение на берег родной Итаки после многолетнего отсутствия, по сути, воскрешение. По формальному статусу он царь, а по неформальному – слабый, нищий бродяга, рискующий потерять свою жизнь при первой же встрече с женихами Пенелопы.

27–30. Далее происходит социализация воскресшего героя. У Буратино этот момент прописан неярко, а вот в мифе об Одиссее процесс показан очень подробно, от сцены встречи со служанками на берегу, опознания собакой, служанкой по шраму на ноге до формирования группы поддержки.

31. За этим следует воцарение героя – Буратино в качестве награды получает собственный театр «Молния», статус лидера и руководителя. Аналогично Одиссей, расправившись с женихами Пенелопы, восстанавливает свой царский статус.

32–40. А далее миф уже живет своей жизнью. У него появляются мифотворцы, создающие житие героя, миф начинает путешествовать. Так герой снова уходит в мир идей, преодолев очередной порог. Для Буратино – это дверь, открытая золотым ключиком, за которой расположен идеальный мир справедливости.

41. При этом может произойти обожествление героя, от него остается только светлый образ. Вспомним фразу, которая стала нарицательной: «И тогда пастор Шлаг или светлый образ его…».На этом этапе возникает целостная системы идеологем и идеологов, герой же становится, по сути, брендом. Он получает право мечтать о рождении новых героев – своих зонтичных брендов. Запускается первый этап очередного цикла для новой идентичности следующего героя.

42–46. А потом миф деградирует. Идет его регламентация – системно и структурно оформляется идеология, появляются подробные учебные пособия и методические материалы к ним. Затем следует рутинизация – изучение образа героя становится обязательным в школьной программе; за знание ставят оценки, за незнание могут наказать. Постепенно появляются шутки и анекдоты о герое. И выхолащивание – образ превращается в сказку, расхожую схему или клише, автоматически, не всегда правильно и успешно, применяемый шаблон. Ошибки применения шаблона накапливаются, и образ постепенно становится недосто­верным, мусорным. За этим следуют смерть мифа и забвение героя.


Прогноз для Буратино

Деревянная марионетка приобретет божественный статус, его имя станет брендом, однако непреодоленные личностные недостатки (например, неблагодарность к тем, кто ему помогал, плохо скрываемая агрессия по любому поводу) обязательно проявятся в гипертрофированном виде. Вероятно, он станет театральным диктатором, и этап обожествления может оказаться излишне драматичным и даже кровавым для его соратников. В московской театральной богеме есть аналогичные примеры. Сценаристам-буратинологам, которые возьмутся описать последние этапы существования мифа Буратино, что пока никем в России не сделано, хочется пожелать успеха и чувства юмора в их многотрудном деле.


Буратинология объединенной Германии

Так как предложенный инструментарий обладает свойствами фрактальности, то его можно применять не только к отдельным персонажам, но и к группам, организациям и группам организаций, даже странам. Буратинология как прикладная наука может привести много примеров из российской и мировой истории разнообразных Буратин, хотя многие себя таковыми не считали.

Возьмем создание единого германского государства в девятнадцатом веке. История вышла такая. В ходе наполеоновских войн была окончательно ликвидирована Священная римская империя германской нации. От нее осталось тридцать пять королевств-княжеств-герцогств и четыре вольных города, объединенных решением Венского конгресса 1814 года в Германский союз с весьма аморфной структурой, что устраивало державы-победительницы. Австрия и Пруссия вошли в него частично, лишь своими немецкими землями, однако именно они были главными центрами силы, так сказать, родителями будущей объединенной Германии. Цели их были близки – ни в коем случае не допустить установление конституционных режимов, сохранение такого мироустройства, при котором сувереном остается монарх, а не народ. Чтобы понять дух времени, приведем фразу прусского короля Фридриха Вильгельма IV, считавшегося либералом: «Я никогда не позволю, чтобы между Господом, нашим небесным владыкой, и этой страной стал, точно второе провидение, исписанный лист бумаги и чтобы его параграфы правили нами».

И главным творцом этой охранительной системы был австрийский канцлер Меттерних. В рамках нашего повествования он последовательно выступает в роли злой Геры, дракона, черного мага. А кто же Буратино? Это многочисленные университетские профессора и их талантливые студенты, мечтающие об объединении Германии под единым народным управлением. Меттерних всячески противится объединению, поскольку оно неизбежно вело к появлению союзной конституции и установлению выборного органа власти. То есть передаче власти от монархов народу.

Чтобы этого не случилось, Гера Меттерних запугал владетелей мелких княжеств революцией, и те послушно голосовали на заседаниях союзного сейма за самые реакционные идеи Меттерниха, прежде всего цензурно-полицейского свойства. Будучи опытным буратинологом, он талантливо препятствовал самому рождению нового политического субъекта, его переходу из мира идей в мир людей, причем очень долго, три десятка лет. Буратины же раз за разом придумывали все новые и новые идеи объединенной Германии и вступали в схватку с драконом за само право на осуществление этих идей: в ход шли и политические убийства, и народные волнения, и идеологическая обработка населения через романы и научные монографии. Однако переход героя через порог в мир людей случился с той стороны, с которой Меттерних не ждал опасности – прусский король начал формирование таможенного союза, прежде всего на своей территории, где были многочисленные анклавы других государей. Именно с этого момента Германия (за исключением Австрии) пошла к своему объединению.

Июльская революция 1830 года во Франции всколыхнула всю Европу, и Германия не была исключением. Чтобы отвлечь своих подданных от политической деятельности и для повышения их благосостояния, вскоре почти все германские королевства присоединились к таможенному союзу. Так наш герой вышел в путешествие: из-за облегчения торговли резко возросло количество связей между подданными разных королей. А впереди у него была решительная схватка с драконом-Меттернихом. Она состоялась в 1848 году, когда в ходе охватившей Европу революции всесильный канцлер был отправлен в отставку и по подложным документам бежал из революционной Вены в Лондон, а потом переехал в Брюссель. Его падение открыло возможность для объединения германских государств в могущественную Прусскую империю. Именно тогда, в 1848 году, собравшийся во Франкфурте сейм принял имперскую конституцию и преподнес корону (своеобразный золотой ключик) упоминавшемуся прусскому королю, который назвал ее «ошейником», сказал, что корону взяли «из сточной канавы», и отказался от нее. Здесь явно просматривается петля застревания, когда герой пытается спрятаться от проблем в убежище. Но путешествие героя к славе остановить было уже нельзя и при следующем короле, Вильгельме I, несколько удачных войн привлекло к Пруссии все немецкие государства кроме Австрии, Люксембурга и Лихтенштейна. Роль Белого старца тут явно сыграл Отто фон Бисмарк, который создал Северогерманский союз, таким образом, обеспечив воскрешение героя. Наверное, его победу в войне с Францией 1871 года можно считать событием, которое в теории называется «воцарением» героя. Ну а дальнейшая история известна – смерть империи в 1918 году и ее обожествление уже в мифологии Третьего рейха. Начинающие буратинологи, обложившись историческими фолиантами, несомненно, смогут выявить все этапы, заложенные в базовую модель и добавить их к этому краткому изложению.


Заключение

В статье предложена мужская версия жизненного цикла героя и мифа о нем. Существует и женская версия, она по структуре такая же, а по наполнению событиями имеет некоторое смысловое отличие. Мужские персонажи – преимущественно исследователи норм и захватчики новых ресурсов, женские – преимущественно формирующие и удерживающие нормы и ресурсы. В этом разница при описании сути конкретных этапов – цели и ценности взаимодополняющие, но иные.

Соотнесение мужских и женских вариантов таблицы, описывающей последовательность обязательных архетипических событий для конкретных персонажей, групп и стран, находящихся на разных этапах жизненного цикла, порождает для сценаристов-буратинологов, в том числе семейных, театральных, корпоративных и политических, огромные возможности для того, чтобы заинтересовать зрительскую аудиторию и спровоцировать ее активность, временами вызывая восторг или горючую слезу.



Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 7/2018) на с. 42 — 45.

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...