«Химия и Жизнь», Июль 2016

В номере:

Охота на девятую планету
С.М. Комаров
После того, как Майкл Браун в 2006 году разжаловал Плутон в разряд малых транснептуновых объектов, в Солнечной системе осталось восемь настоящих планет. Неудивительно, что расчет, проведенный им совместно с Константином Батыгиным, который показал, что девятая планета в Солнечной системе все-таки с большой вероятностью имеется, был встречен с энтузиазмом.
Литий-ионные аккумуляторы: что дальше?
А.М. Скундин
В 2003 году («Химия и жизнь» № 7, 8) мы публиковали статью А.М.Скундина «Меньше, чем маленький...» — о революции в развитии портативных устройств, которую произвели литий-ионные аккумуляторы. В этой статье мы расскажем об эволюции, которая последовала за революцией, и о том, какими видятся дальнейшие перспективы.
Литий: факты и фактики
Что такое литиевая лирика? Применяют ли соли лития в медицине? К чему приводит загрязнение окружающей среды литием? Как добывают литий? Как был открыт литий? Как развивалась литиевая промышленность после войны? Где применяют литий? Как создали литий-ионные батареи? Зачем литий добавляют в сплавы алюминия? Есть ли дефицит лития? Что такое космологическая проблема лития?
Волшебный карман
Химики из США разработали катализатор, способный избирательно активировать связи C-H в тех соединениях, у которых нет дополнительных функциональных групп, понижающих прочность этих связей или способствующих их активации. Катализатор содержит два атома родия, окруженных органическим лигандом.
Очень маленький термометр
Исследователи из Канады сконструировали самый маленький в мире термометр. Он сделан из фрагментов молекул ДНК, а принцип работы основан на том, что в определенных условиях эти фрагменты медленно разворачиваются, высвобождая флуоресцирующие молекулы. ДНК-термометры отличаются исключительной чувствительностью, ученые полагают, что с их помощью можно будет отслеживать быстрые изменения температуры внутри клеток или наноустройств.
Двуликая молекула
Уникальное фторсодержащее соединение, связывающее и катионы, и анионы, синтезировали Дэвид О'Хаган и его коллеги из шотландского Сент-Эндрюсского университета.
Гены против ампутации
Н. Маркина
О том, что происходит сегодня с неоваскулгеном, первым отечественным препаратом для генной терапии, его создатели рассказали на школе для журналистов, которую в конце мая провел Институт стволовых клеток человека в Ярославле. Рассказывали не только исследователи, но и практикующие врачи, и, самое главное, больные, которые испытали неоваскулген на себе.
Нанопобурение белого жира
Полуоткрытая статья
Один из способов борьбы с ожирением – уменьшить рост капилляров в жировой ткани. Препараты, тормозящие ангиогенез, вызывают обратимую дозозависимую потерю веса и редукцию жировой ткани у ожиревших мышей. Постоянный прием этих лекарств позволял мышам, получавшим высококалорийную пищу, поддерживать постоянный вес.
Нервный путь похудения
Полуоткрытая статья
Один из важных компонентов жирового обмена - гормон лептин, который контролирует аппетит и периферический метаболизм. Лептин взаимодействует с рецепторами гипоталамуса, гипоталамус по нервным волокнам симпатической нервной системы (СНС) посылает сигналы в белую и бурую жировую ткани, нервные окончания выделяют норадреналин, стимулирующий в адипоцитах процесс липолиза — расщепления запасенных жиров.
Прозрачный мир
Мысли о будущем
Виктор Вагнер
Когда-то люди собирались на вечеринки за закрытыми дверями, писали друг другу бумажные письма в запечатанных конвертах, хранили фотографии в альбомах, которые стояли на полках книжных шкафов с запертыми на ключ дверцами, записывали свои сокровенные мысли в бумажных дневниках, которые не показывали даже самым близким людям. Сейчас все по-другому. Каждый носит в кармане телефон, оборудованный фото- и видеокамерой, снимки незамедлительно отправляются в какой-нибудь Инстаграм, где они доступны всему миру. Вместо дневников у нас теперь Фейсбук и Живой журнал, где у любой фразы могут быть тысячи читателей.
Образование: что это было
Г.Ю. Любарский
Образование — это совокупность однотипных (одинаковых у разных людей) знаний, имеющихся у человека, а также процесс получения этих знаний. Детальные и полные знания в какой-то одной области, не сопровождающиеся представлением об иных областях, — не являются составной частью «образования», это знания сколь угодно детальные, специальные, продвинутые, но образованным человек с этими знаниями не является. Благодаря образованию — и это важнейшая его черта — можно предсказать, что знает образованный человек.
О жар-ящерицах
В.А. Захарченко
На море-океане лежит остров Тринидад, а рядом остров Тобаго. На острове Тринидад стоит гора Арипо, в той горе одноименная пещера... Фактически сюжет из сказки. Иван-дурак отправляется на далекий остров, в глубокую пещеру, за драконом, который не изрыгает пламя, но согласно преданиям светится. Или нет, это не дракон. Это жар-ящерица, таинственный люминозавр.
Экономика планирования
Полуоткрытая статья
Лесные млекопитающие, живущие на деревьях, регулярно перебираются с одного дерева на другое. Некоторые из них делают это, планируя с помощью кожаной перепонки между лапами. И если этот способ регулярно возникает в ходе эволюции в разных систематических группах, значит, животные, которые его практикуют, получают от него какую-то выгоду.
Пчеловодство: темные и светлые стороны
Екатерина Зонова, Адам Роман
До недавнего времени основной полезной для человека функцией пчел считали производство меда: ради его сбора люди и заводили пасеки. Но в конце XX — начале XXI века все больше исследователей из разных стран приходят к выводу, что главная задача пчел — опыление растений. Причем не только в глобальной экосистеме, но и в сельском хозяйстве.
Грендель и Гретель
Дмитрий Никитин
Тревогу рог боевой протрубил среди ночи, Воинов разом подняв от лавок их бражных. Люто ломилась снаружи, ломая дверные засовы, Сила свирепая, темная, злая. Ратники только успели сомкнуть из щитов своих стену, Треснул дворец медоцветный от основанья до крыши...
Взаимное понимание
С.М. Комаров
В 2002 году Игнобелевский комитет присудил Премию мира группе японских специалистов. Награждены они за приумножение гармонии в отношениях между биологическими видами, а именно за создание электронного устройства, которое переводит собачий лай в человеческие слова.
Загадочная подлодка Дреббеля
Э.Г. Раков
О какой подводной лодке может идти речь в фильме «Четыре мушкетера» о событиях 1628 года? Оказывается, именно в то время прошли первые испытания подводного судна — лодки Корнелиуса ван Дреббеля, и герцог Бэкингем в самом деле рассчитывал на ее использование при прорыве осады Ла-Рошели.
Мэри Физер: «Я стала автором учебника, и снова случайно...»
Полуоткрытая статья
Химикам, особенно химикам-органикам, хорошо знакома фамилия Физеров, авторов двухтомника Л.Физера и М.Физер «Органическая химия. Углубленный курс». Многие химики знают, что авторов звали Мэри и Луис, а также — что они были мужем и женой. Но редко кто интересуется их жизнью. В русскоязычной Википедии о Луисе Физере есть статья, а о Мэри — нет. Данная публикация восполняет этот пробел.
Базилик
Более пяти тысяч лет назад базилик уже был известен и в Индии, и на территории современного Ирана. В Европу растение завезли воины Александра Македонского, в Средние века оно стало незаменимой пряностью французской и итальянской кухни. В России базилик появился в XVIII веке.
Контролёр
Павел Амнуэль
Над развалинами башен-близнецов слабо курился сизый дым, и в сером вечернем освещении мне показалось, что груды камней, бетона и полуразрушенных конструкций едва заметно шевелятся, будто люди, оставшиеся внутри, совместными предсмертными усилиями пытались приподнять навалившуюся на них массу...
Когда нужна, а когда нет
В погоне за точностью
Л. Намер
Точность не бывает лишней, но она бывает бессмысленной и кажущейся. Бессмысленная стоит лишних денег изготовителю, кажущаяся — лишних денег потребителю, если он купится на большое количество знаков после запятой или просто на слово «точность». Разумеется, бывает и комбинированная ситуация, в которой потери потребителя неизбежны, а потери изготовителя зависят от соотношения расходов и доходов.