«Химия и Жизнь», Июль 2016

В номере:

Комаров С.М.
  Проблемы и методы науки

После того, как Майкл Браун в 2006 году разжаловал Плутон в разряд малых транснептуновых объектов, в Солнечной системе осталось восемь настоящих планет. Неудивительно, что расчет, проведенный им совместно с Константином Батыгиным, который показал, что девятая планета в Солнечной системе все-таки с большой вероятностью имеется, был встречен с энтузиазмом.

Скундин А.М.

В 2003 году (ХиЖ № 7—8) мы публиковали статью А.М.Скундина «Меньше, чем маленький...» — о революции в развитии портативных устройств, которую произвели литий-ионные аккумуляторы. В этой статье мы расскажем об эволюции, которая последовала за революцией, и о том, какими видятся дальнейшие перспективы.

Что такое литиевая лирика? Применяют ли соли лития в медицине? К чему приводит загрязнение окружающей среды литием? Как добывают литий? Как был открыт литий? Как развивалась литиевая промышленность после войны? Где применяют литий? Как создали литий-ионные батареи? Зачем литий добавляют в сплавы алюминия? Есть ли дефицит лития? Что такое космологическая проблема лития?

Уникальное фторсодержащее соединение, связывающее и катионы, и анионы, синтезировали Дэвид О'Хаган и его коллеги из шотландского Сент-Эндрюсского университета.  >>
Исследователи из Канады сконструировали самый маленький в мире термометр. Он сделан из фрагментов молекул ДНК, а принцип работы основан на том, что в определенных условиях эти фрагменты медленно разворачиваются, высвобождая флуоресцирующие молекулы. ДНК-термометры отличаются исключительной чувствительностью, ученые полагают, что с их помощью можно будет отслеживать быстрые изменения температуры внутри клеток или наноустройств.  >>
Химики из США разработали катализатор, способный избирательно активировать связи C-H в тех соединениях, у которых нет дополнительных функциональных групп, понижающих прочность этих связей или способствующих их активации. Катализатор содержит два атома родия, окруженных органическим лигандом.  >>
Маркина Н.

О том, что происходит сегодня с неоваскулгеном, первым отечественным препаратом для генной терапии, его создатели рассказали на школе для журналистов, которую в конце мая провел Институт стволовых клеток человека в Ярославле. Рассказывали не только исследователи, но и практикующие врачи, и, самое главное, больные, которые испытали неоваскулген на себе.

Нанопобурение белого жира
  Проблемы и методы науки

Один из способов борьбы с ожирением – уменьшить рост капилляров в жировой ткани. Препараты, тормозящие ангиогенез, вызывают обратимую дозозависимую потерю веса и редукцию жировой ткани у ожиревших мышей. Постоянный прием этих лекарств позволял мышам, получавшим высококалорийную пищу, поддерживать постоянный вес.

Проблемы и методы науки

Один из важных компонентов жирового обмена - гормон лептин, который контролирует аппетит и периферический метаболизм. Лептин взаимодействует с рецепторами гипоталамуса, гипоталамус по нервным волокнам симпатической нервной системы (СНС) посылает сигналы в белую и бурую жировую ткани, нервные окончания выделяют норадреналин, стимулирующий в адипоцитах процесс липолиза — расщепления запасенных жиров.

Вагнер Виктор
  Мысли о будущем

Когда-то  люди собирались на вечеринки за закрытыми дверями, писали друг другу бумажные письма в запечатанных конвертах, хранили фотографии в альбомах, которые стояли на полках книжных шкафов с запертыми на ключ дверцами, записывали свои сокровенные мысли в бумажных дневниках, которые не показывали даже самым близким людям. Сейчас все по-другому. Каждый носит в кармане телефон, оборудованный фото- и видеокамерой, снимки незамедлительно отправляются в какой-нибудь Инстаграм, где они доступны всему миру. Вместо дневников у нас теперь Фейсбук и Живой журнал, где у любой фразы могут быть тысячи читателей.

Любарский Г.Ю.

Образование — это совокупность однотипных (одинаковых у разных людей) знаний, имеющихся у человека, а также процесс получения этих знаний. Детальные и полные знания в какой-то одной области, не сопровождающиеся представлением об иных областях, — не являются составной частью «образования», это знания сколь угодно детальные, специальные, продвинутые, но образованным человек с этими знаниями не является. Благодаря образованию — и это важнейшая его черта — можно предсказать, что знает образованный человек.

Захарченко В.А.

На море-океане лежит остров Тринидад, а рядом остров Тобаго. На острове Тринидад стоит гора Арипо, в той горе одноименная пещера... Фактически сюжет из сказки. Иван-дурак отправляется на далекий остров, в глубокую пещеру, за драконом, который не изрыгает пламя, но согласно преданиям светится. Или нет, это не дракон. Это жар-ящерица, таинственный люминозавр.

Лесные млекопитающие, живущие на деревьях, регулярно перебираются с одного дерева на другое. Некоторые из них делают это, планируя с помощью кожаной перепонки между лапами. И если этот способ регулярно возникает в ходе эволюции в разных систематических группах, значит, животные, которые его практикуют, получают от него какую-то выгоду.

Зонова Екатерина, Роман Адам

До недавнего времени основной полезной для человека функцией пчел считали производство меда: ради его сбора люди и заводили пасеки. Но в конце XX — начале XXI века все больше исследователей из разных стран приходят к выводу, что главная задача пчел — опыление растений. Причем не только в глобальной экосистеме, но и в сельском хозяйстве.

Никитин Дмитрий

— Кто ж знал, что местная живность маячками заинтересуется.

— Вот ты на местный мед ведь польстился. Отчаянный ты парень, братец, как погляжу. Эти семиантофилы вообще-то планетарный господствующий вид. Главный, так сказать, здесь суперхищник, хоть и коллективный.

— Может, еще скажешь, они разумные?

Комаров С.М.

В 2002 году Игнобелевский комитет присудил Премию мира группе японских специалистов. Награждены они за приумножение гармонии в отношениях между биологическими видами, а именно за создание электронного устройства, которое переводит собачий лай в человеческие слова.

Раков Э.Г.

О какой подводной лодке может идти речь в фильме «Четыре мушкетера» о событиях 1628 года? Оказывается, именно в то время прошли первые испытания подводного судна — лодки Корнелиуса ван Дреббеля, и герцог Бэкингем в самом деле рассчитывал на ее использование при прорыве осады Ла-Рошели.

Мэри Физер: "Я стала автором учебника, и снова случайно..."
Химикам, особенно химикам-органикам, хорошо знакома фамилия Физеров, авторов двухтомника Л.Физера и М.Физер «Органическая химия. Углубленный курс». Многие химики знают, что авторов звали Мэри и Луис, а также — что они были мужем и женой. Но редко кто интересуется их жизнью. В русскоязычной Википедии о Луисе Физере есть статья, а о Мэри — нет. Данная публикация восполняет этот пробел.
Более пяти тысяч лет назад базилик уже был известен и в Индии, и на территории современного Ирана. В Европу растение завезли воины Александра Македонского, в Средние века оно стало незаменимой пряностью французской и итальянской кухни. В России базилик появился в XVIII веке.  >>
Амнуэль П.Р.

— Если вы расскажете о том, что вам известно, — сказал я, — мне будет легче сообразить: в чем я могу признаться, а в чем — нет. Согласитесь: если бы у Бюро были против нас конкретные обвинения с доказательствами и фактами, то разговаривали бы вы со мной в другом месте. Особенно сейчас. Такой удобный случай расправиться с так называемой террористической сектой!

В погоне за точностью

Точность не бывает лишней, но она бывает бессмысленной и кажущейся. Бессмысленная стоит лишних денег изготовителю, кажущаяся — лишних денег потребителю, если он купится на большое количество знаков после запятой или просто на слово «точность». Разумеется, бывает и комбинированная ситуация, в которой потери потребителя неизбежны, а потери изготовителя зависят от соотношения расходов и доходов.