Деревья охлаждают Землю?

Викторова Л.
(«ХиЖ», 2015, №11)

s20151130 ask trees1.jpgОт лесов нам сплошная польза: они не только поглощают углекислый газ и производят кислород, но еще и охлаждают нашу планету. К такому выводу пришли несколько лет назад ученые из университета Лидса (Великобритания) и Франкфуртского университета (Германия), обследовавшие леса в Канаде, России и в Скандинавии. Как же это происходит?

Оказалось, что сосны и ели испускают некие вещества, которые утолщают облака над лесом на высоте до тысячи метров чуть ли не вдвое. В результате более толстые облака лучше отражают солнечный свет и отправляют обратно в космос дополнительные 5% солнечного света. На первый взгляд может показаться, что 5% — совсем немного. Однако исследователи уверены, что этот эффект позволяет уменьшить температуру на довольно больших площадях. Они даже назвали леса «климатическим кондиционером».

Главное действующее вещество такого «кондиционера» — терпены: альфа-пинен и бета-пинен.

s20151130 ask trees2 pinen.jpg

Терпены испускают сосновые породы деревьев, особенно активно — в жаркую погоду. Очутившись в воздухе, терпены образуют аэрозоли. Голубоватая дымка, которую иногда можно увидеть над сосновыми и еловыми лесами, — это и есть аэрозольные облака терпенов, рассеивающие свет и дающие в результате голубой оттенок. Частицы аэрозоля поднимаются вверх и становятся центрами конденсации для водяного пара. И облака начинают разрастаться.

Кроме пинена хвойные деревья выделяют и другие летучие терпены: лимонен, мирцен, камфен и фелландрен:

s20151130 ask trees3 terpen.jpg

Все эти вещества входят в состав смолы и живицы сосен и елок, именно они ответственны за характерный запах скипидара.

Что же касается аромата новогодней елки и сосны, то здесь первая скрипка в оркестре запахов — эфир борнилацетат.

s20151130 ask trees4 bornilacetat.jpg

Именно его запах ассоциируется у нас с Новым годом. Так что с наступающим вас праздником, дорогие читатели!

20.07.2021

Кристофер Хансон, старший лектор Университета Мальмё, давно изучает различные «стыдливые» фобии шведов. С недавних пор среди них оказалось и поедание кипрского сыра халуми.

06.07.2021 17:00:00

…исследователи выяснили, как будет меняться скорость астероида Апофис после 2029 года, что позволит использовать гравитационный маневр и избежать столкновения астероида с Землей в 2051 году…

…специально натренированные собаки учуивают коронавирус в образцах мочи с вероятностью 95%…

…неинвазивный метод стимуляции мозга с помощью сфокусированного ультразвука позволяет включать и выключать определенные типы нейронов и может быть использован при лечении нейродегенеративных заболеваний…

29.06.2021 17:00:00

Болезни желудка и кишечника превратились в этакий бич для человечества. На помощь могут прийти братья наши мельчайшие – бактерии. Нет, речь не идет о правильном питании с использованием пробиотиков.

23.06.2021 17:00:00

Оказывается, консолидацию разрозненных экстремистов в организованную группу можно отследить по динамике нарастания определенного содержания в Сети: ее удалось описать единым уравнением, используемым в физике при изучении морских волн.

16.06.2021 16:00:00