«Химия и Жизнь», Февраль 2015

В номере:

Хемофилия
Размышления
Л. Стрельникова
…Выяснилось, что в школах Старого Оскола химию не преподают — а зачем? Кому она нужна? Ведь никто не выбирает ЕГЭ по химии. И поскольку для чиновников весь смысл школьного образования сводится, судя по всему, к сдаче ЕГЭ, а образование без ЕГЭ — это деньги на ветер, то химия попала под нож.
Из чего сделан смартфон?
Открытая статья
Каждый год в США выбрасывают 130 миллионов сотовых телефонов и смартфонов, потому что покупают новые модели. Люди постарше хранят старый мобильник или смартфон дома (рука не поднимается выбросить) или отдают детям и внукам. Но большая часть действительно отправляется на свалки. А это продукция весом 14 000 тонн, которая содержит 2100 тонн меди, 46 тонн серебра, 3,9 тонны золота, 2 тонны палладия и 0,004 тонны платины.
Почему бананы заставляют авокадо быстро созреть?
Открытая статья
Недавно мой зять Николай, поклонник известного британского повара и кулинара Джейми Оливера, поинтересовался, как можно объяснить эффект, о котором рассказывал Оливер в своем очередном телевизионном шоу. Суть «фокуса» в следующем. Чтобы ускорить созревание авокадо, достаточно положить его зеленый плод в один пакет вместе с тремя желтыми бананами, и через день-два авокадо будет спелым. «Здесь какая-то химия», — сказал мой зять, и был прав.
Как делают искусственный снег?
Открытая статья
Один из читателей написал нам, что пытался получить искусственный снег, распрыскивая на морозе воду из аэрозольного баллончика. Но ничего не получилось. Почему? Любая технология, включая изготовление искусственного снега, требует специальной техники.
Почему мы плачем, когда режем лук?
Открытая статья
Все мы плачем, когда режем репчатый лук. Что заставляет выделяться слезы? И можно ли этого избежать? Ответы на эти вопросы сегодня науке уже известны.
Нефть, джоуль, деньги
С.А. Эйгенсон
Если спросить любого, падают нынче на бирже или растут цены на железную руду, тростниковый сахар или стальной прокат, то, наверное, почти каждый ответит: «Понятия не имею». И по телевизору об этом не говорят, и в Интернете эта тема мало обсуждается. А знаем ли мы, как обстоят дела с нефтью, почем нынче баррель? Может, какие-нибудь деревенские старухи, вроде солженицынской Матрены, не ответят. А так у большинства это все на слуху.
Магнитобиология: загадки и отгадки
А.Л. Бучаченко
Мало кто сомневается, что магнитные поля влияют на самочувствие и поведение как людей, так и других живых существ, и убежденность в этом — главный стимул интереса к магнитной биологии. Однако наблюдения в области магнитобиологии неоднозначны, невоспроизводимы, противоречивы — и это не от недобросовестности или непрофессионализма наблюдателей.
Бром: факты и фактики
Открытая статья
Зачем бром медикам? Каковы симптомы бромизма? Добавляют ли бром в чай солдатам для снижения полового влечения? Используются ли сейчас бромированые препараты? Где еще используют бром и его соединения? Как добывают бром? Как был открыт бром? Что такое цинк-бромный аккумулятор? Каково сейчас основное применение брома?
«Муж или любовник»: вечная дилемма
Проблемы и методы любви
Д.А. Жуков
Давным-давно известно, что критерии идеального любовника и идеального мужа качественно различны. В XVIII веке Никола-Себастьен де Шамфор заметил: «Любовникам достаточно нравиться друг другу своими привлекательными, приятными чертами, но супруги могут быть счастливы лишь в том случае, если подходят один к другому своими недостатками». Другими словами, любовник должен иметь максимум достоинств, а муж — минимум недостатков, поскольку с любовником должно быть хорошо, а с мужем — не утомительно.
Ничего лишнего
Софья Ролдугина
Ателье у Ядвиги маленькое. Крошечное, можно сказать. Называется неброско: «Ничего лишнего». Рекламы отродясь не было, цены — заоблачные...
Зачем мужчинам эстроген
В.В. Благутина
Обычно тестостерон называют «мужским гормоном», поскольку это преобладающий половой гормон у мужчин. Мы также знаем, что основной «женский гормон» — это эстрадиол, который вырабатывают в основном яичники. Однако не все знают, что и у мужчин, и у женщин есть оба гормона, и тестостерон, и эстрадиол.
Микроэкзоны и аутизм
Нередко здоровье и благополучие человека зависит от нормальной работы единственного гена или от нескольких аминокислот, которые содержит или не содержит определенный белок. По мере совершенствования методов исследования растет список таких последовательностей и патологий, на которые они влияют. Недавно ученые обнаружили, что аутизм — болезнь, возникающая при нарушении развития головного мозга, — связан с неправильным альтернативным сплайсингом в нервных клетках.
От рака вылечит верблюд
О.С. Горяйнова
У позвоночных молекулярное биоразнообразие чрезвычайно велико, детальное изучение генов и белков других видов позволяет делать такие же удивительные находки, какими, например, для зоологов были панголин или утконос. Одним из самых впечатляющих сюрпризов молекулярной иммунологии за последние 20 лет стали антитела верблюда. Число публикаций о них постоянно растет. Чем же они так интересны?
Игры холоднокровных
У понятия «игра» есть несколько определений, но все они подразумевают, что это занятие осмысленное. И до недавнего времени игры считались прерогативой человека и некоторых теплокровных животных, наделенных каким-никаким интеллектом. В 2010 году были сформулированы пять признаков, позволяющих узнавать игру в любой ситуации и у любых видов. Вооружившись этими критериями, профессор Бургхард оценил поведение так называемых низших позвоночных, которым, как раньше считалось, игра не свойственна: рыб, амфибий и рептилий.
Сокровища зубного камня
Открытая статья
В 1683 году Антони ван Левенгук рассмотрел и зарисовал микроорганизмы зубного налета: кокки, спирохеты, веретенообразные бактерии. В послании Лондонскому королевскому обществу исследователь описал их как маленьких живых животных, которые весьма экстравагантно двигаются и количество которых превышает, по его мнению, число мужчин в королевстве. Так микробное сообщество зубного налета заняло свое место в истории науки.
Путешествия «Эндюранса»
О.О. Фейгин
Научно-фантастический фильм «Interstellar» («Межзвездный»), вышедший на экраны в конце 2014 года, вызвал большой интерес не только в среде киноманов, но и в ученом мире. Ведь в сюжете фильма есть полеты через гиперпространство, падения в черные дыры и путешествия во времени. К тому же научным консультантом фильма был сам Кип Торн, профессор Калифорнийского технологического института, иностранный член РАН, известный своими смелыми идеями в области астрофизики и гравитации.
Покорение Сибири
К.Г. Михайлов
Да, именно покорение, а не «освоение». Потому как сибирские народы в большинстве своем отнюдь не мирно переходили под власть русского царя. Это обстоятельство, хорошо известное при царском режиме, старались обходить и замалчивать в советской литературе. Но, по мнению автора рецензируемой книги, с «общемировой, общечеловеческой точки зрения» завоевание Сибири русскими имело положительное значение хотя бы потому, что прекратило протекавшую здесь ранее «войну всех племен против всех». Не говоря уже про общекультурное и техническое влияние русских, о котором много писали советские историки.
Маргарины и спреды
Открытая статья
Однажды король, его величество, то есть французский император Наполеон III, захотел дешевого масла. Не себе, нет, нужно было обеспечить солдат и бедноту. Удовлетворил его желание химик Ипполит Меже-Мурье, разработавший в 1860-х годах технологию производства искусственного масла из говяжьего жира и обезжиренного молока.
Ничейный Федор
Анатолий Герасименко
Федор сидит на узкой скамье в решетчатой клетушке. По бокам — приставы. В стороне, за высоким черным столом, с золотой цепью на груди — судья. Жарко, окна раскрыты настежь, но забраны железными прутьями, не выскочишь. Судья читает по бумажке: «Рассмотрев дело Феодора Авдеева сына, уроженца села Малые Торжки, обвиняемого в покраже имущества купца первой гильдии Сикомора Матвея Павлова сына...
Более важные вопросы. Гибель Земли
Неизвестный Лем
Открытая статья
В тот самый момент, когда меня расспрашивали о том и о сем, я пребывал в нижнем кембрии, то есть примерно 550 миллионов лет назад, углубившись в данные современной палеонтологии, содержащиеся в книгах двух американцев и целой стопке номеров российского ежемесячника «Природа».