На этот вопрос попытался ответить Сергей Гаврилец из университета штата Теннесси с помощью математических моделей (“Proceedings of the National Academy of Sciences”, 2012, т. 109, 25, с.9923-9928). Подобрать начальные условия, в которых брачные союзы вытесняли бы промискуитет, было не так просто. Но в конце концов такие условия нашлись, и в них не оказалось ничего необычного. Это, во-первых, разнообразие индивидов в группе, во-вторых, способность мужчин выбирать, и, в-третьих, склонность женщин сохранять верность партнеру.
«Все со всеми» - звучит заманчиво, но может быть реализовано только если члены группы совершенно одинаковы. Стоит появиться лидерам, и формула потребует уточнений: «лучшие воины с кем хотят, а кто не согласен, тот ищет себе проблем». Подчиненных мужчин (то есть, большинство племени) такое положение не устраивало. Да и женщины были не в восторге: с лучшего воина взять нечего, кроме хороших генов, а матерям нужна постоянная поддержка, пока ребенок беспомощный. Выигрышной оказалась стратегия, которую избрали мужчины, не входящие в элиту племени: приносить добычу и другие подарки одной женщине, с тем, чтобы она любила дарителя. Но ясно, что такая стратегия будет работать только с женщинами, имеющими особенность поведения, которую потом назовут верностью. Смысл – носить ей подарки, если она все равно бегает к лучшему воину? Естественно, таких женщин становилось больше. А поскольку и подчиненные мужчины составляли большинство, их стратегия стала общей для племени. В некий момент и возлюбленная лучшего воина сказала: милый, любовь – хорошо, но где шкуры и кость мамонта, как у соседки?
Этот переход автор исследования называет self-domestication, «самоодомашнивание». Только не спрашивайте, кто кого приручил.