«Химия и Жизнь», Март 2009

В номере:

Цитология
Мезенхимальные стволовые клетки, используемые при клеточной терапии, обнаружены практически во всех тканях. Ученые ищут способ их получения наименее травматичным для пациента путем. Сотрудники НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова и Института молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта РАН обнаружили мезенхимальные стволовые клетки в менструальной крови. Это один из самых доступных источников таких клеток.  >>
  События
Банк стволовых клеток - Гемабанк, открытый в Москве, отметил свой первый юбилей. Гемабанк был создан на базе Российского онкоцентра, где работают над трансплантацией клеток. За эти годы он превратился в международную биотехнологическую компанию, занимающуюся не только хранением стволовых клеток, но и научными исследованиями в области клеточных технологий, разработкой новейших препаратов для лечения опасных заболеваний.  >>
Солнце и социум
Владимирский Б.М.
В начале ХХ века А.Л.Чижевский создал новое научное направление - гелиобиологию. К сожалению, при жизни Чижевского трудно было проверить его выводы о связи разных событий с солнечными циклами. Действительно ли все, что происходит на Земле связано с космическим фактором? Наверняка мыслящее человечество скоро по-другому взглянет на "свободу воли".
ПЦР в реальном времени, или кое-что из жизни цианобактерий
  Эксперимент
Полимеразную цепную реакцию можно использовать для изучения не только самой ДНК, но и того, как работает геном. "Репортаж с места событий" - о том, как, обнаружив "подозрительную" мутацию, исследователи с помощью ПЦР тут же заставили ее "рассказать", что она делает в клетке и как.
Генетика дня восьмого
Эволюция человека не остановилась с возникновением цивилизации. Возможно, она даже ускорилась и вовсю идет и сейчас. Естественный отбор в некоторых популяциях и целых народах, например, по наследственной склонности к определенному типу питания или по IQ - доказанный факт.
Как убить бессмертную клетку
Блохин Д.Ю.
Эта статья - о причинах возникновения, закономерностях развития и путях лечения онкологических болезней, а также о тех трудностях, с которыми сталкиваются ученые-онкологи при разработке новых средств и методов лечения рака.
Опухоли в колбе
Демина Т.С.
"Опухоль в колбе" - прекрасная модель для проверки новых противоопухолевых препаратов. И животных меньше мучить придется, и результаты получаются быстрее. Проблема одна - эта модель должна быть близка к реальности.
Рак - нарушение метаболизма?
Шварц Лорен
А если врачи ошибаются, когда ищут разные причины разных видов рака? Может быть причина одна и совсем простая, а мы слишком сложно мыслим, поэтому и не можем ответить на этот вопрос?
Беломорские рогульки
Гурвич Е.М., Быстрова О.
Геологам долго не давала покоя загадка: как образуются сростки кристаллов кальцита причудливой (но постоянной) формы, названные "рогульками".
Взлет и падение советской науки
Сокрушительная катастрофа, постигшая советскую науку на рубеже 90-х годов, заставляет нас критически переосмыслить ее историю. Это нужно не для прошлого, а для будущего, для того, чтобы впредь не наступать на те же грабли.
Вкус зимнего яблока
Спектор Э.М.
Как сохранить яблоки до весны, чтобы они и в апреле были сочными и ароматными?
Химики и футболисты: что между ними общего?
Гольдфаин И.И.
В свое время любители футбола обнаружили, что из ста лучших бомбардиров СССР каждый десятый родился в 1937 году. Когда в 2001 году был опубликован справочник "Кто есть кто в российской химии", выявилась та же аномалия по годам рождения.
Огонь без спичек и зажигалок
Все развивается по спирали. Вот и начали производить современные, "высокотехнологичные" аналоги огнива и трута.
Колобок и другие
Папков В.
Чечевица
  Непростые ответы на простые вопросы
Чечевица у нас не очень популярна. И напрасно. Она и вкусна, и полезна.
Нитка прочнее каната
  Материалы нашего мира
О разнообразии областей применения лавсана, а заодно об утилизации бытового мусора.

15.10.2021 17:00:00

…взрослые люди с аутизмом, умственно неполноценные и страдающие расстройствами психики подвержены большему риску подцепить COVID-19 и тяжелее переносят болезнь, если это случилось…

…освещенность живота во время беременности сказывается на развитии мозга эмбриона – чем больше света, тем лучше

…креативная деятельность оказывает нейропротекторный эффект в пожилом возрасте

08.10.2021 17:00:00

Отчего люди голодают в засушливых районах планеты вроде африканского Сахеля? Да от того, что потепление климата ведет к засухе, опустыниванию и потере урожая, скажет всякий. И будет не прав.

23.09.2021 20:00:00

Высокая озабоченность людей глобальным потеплением скорее связана с высоким уровнем их достатка, чем с масштабом грядущих климатических неприятностей на территории их проживания.

08.09.2021 17:00:00

…иммунная система борется с инфекциями с разной интенсивностью в зависимости от времени суток…

…чрезмерное пристрастие к кофе приводит к уменьшению объёма мозга и увеличивает риск развития деменции и инсульта…

…обнаружена значительная корреляция между моментом инерции барицентрического движения Солнца и изменениями среднегодовой температуры Мирового океана в местах основных океанических течений…

24.08.2021 17:00:00

Время от времени китайцы пускаются в путешествия: кто в поиске лучшей доли, кто для удовольствия. Кто они, те китайцы, что едут в РФ в последние 30 лет? Подробное исследование провел социолог из Южно-Уральского университета А.А. Авдашкин.