«Химия и Жизнь», Май 2007

В номере:

Неорганическая химия — основа новых материалов
Ю.Д. Третьяков
Неорганика вообще гораздо сложнее органической химии. Последняя — это фактически химия одного элемента, а у неорганики их в арсенале почти сто. Именно это дает простор для создания самых разных материалов с разными свойствами.
SKQ, они же ионы Скулачева
В.А. Чистяков
«Ион Скулачева», который, возможно, станет эффективным средством против старости, накапливается в митохондриях и защищает их от окисления.
В поисках истины
Классика науки
Полуоткрытая статья
Подобно тому, как юристы исходят из презумпции невиновности, так и наука исходит из презумпции отсутствия чуда. Мы не обязаны доказывать, что нет странных или необычных явлений. Доказать нужно, что они существуют.
Физики обедают с дьяволом
Л.И. Верховский
В теоретической физике давно не было крупных прорывов, а математический аппарат становится все более запутанным. Говоря о том, как опасно физику попасть в зависимость от подобной математики, французский физик Жорж Лошак вспоминает старую пословицу: «На обед к дьяволу нужно идти с длинной ложкой».
Математические тени физических явлений
И.В. Андрианов
Опыт показывает, что человеческое воображение гораздо более ограниченно, чем ресурсы природы; как писал Паскаль, «воображение скорее устанет постигать, чем природа поставлять»
Шестая олимпиада по органической химии
События
2 апреля на химфаке МГУ прошла VI Всероссийская Олимпиада по органической химии, организованная, как всегда, совместными усилиями химфака МГУ, Химического лицея и фирмы «Кембридж». Шесть лет — достаточный срок, чтобы мероприятие стало традицией. В этом году в Олимпиаде приняли участие 102 человека — новое подтверждение, что каждый год в нашей стране находится около 100 талантливых ребят, для которых органическая химия стала частью жизни и которые готовы к решению сложных задач не только на Олимпиаде.
О клетках, людях и странах
Проблемы и методы науки
15 марта 2007 года в британском посольстве в Москве состоялось совещание «Стволовые клетки: законодательство, исследования и инновации. Международные перспективы сотрудничества».
Берегитесь стволовых клеток
Проблемы и методы науки
Главная опасность стволовых клеток — это ажиотаж, поднятый вокруг клеточных технологий. Кажется, сбываются вековые мечты человечества починить все, что раньше ремонту не подлежало...
Микробные топливные элементы
С.В. Калюжный, В.В. Федорович
Как добыть электричество из отходов, в которых есть органические загрязнения? Помогут микробные топливные элементы.
Мое открытие экологии
Планета Земля
Л.И. Богуславский
В России пусть и медленно, но начинает формироваться понимание, что пути выхода из экологического кризиса находятся не только в сфере технических решений и естественно-научных исследований, но и в социальной сфере, в областях морали, культуры, экономики, права, психологии и образования.
Сок жизни на Земле
Цикл воды
Д.Я. Фащук
Запасы воды в мантии и коре Земли, по современным оценкам, в 25 раз превышают ее количество в гидросфере планеты. В базальтовых породах мантии, например, содержится 5–7% воды.
Вода: в небе, на земле, под землей
Цикл воды
Д.Я. Фащук
Сухая статистика воды.
Создание торричеллиевой пустоты
А.А. Биршерт
Вакуум — это больше, чем просто ничто. Для физика вакуум — пространство, которое не проводит тепло и звук. Для химика — среда, в которой не идут никакие реакции, и это его свойство использовали опять-таки физики, создав электроламповые приборы. С тех пор цивилизация не может существовать без вакуумных технологий.
Почему гитлеровцы не создали атомное оружие
И.И. Гольдфаин
В последнее время было опубликовано много литературы, посвященной попыткам гитлеровской Германии создать атомное оружие. И в ней часто утверждают, что Германия к 1945 году была на пороге его создания. Так ли это?
Торнадо и молния
В.Б. Медведев
На всех качественных фото- и видеодокументах всегда видно: хобот торнадо имеет трубчатую структуру с тонкими стенками, что сильно напоминает канал молнии. На основе этого можно предположить: торнадо — это одиночный электрический разряд.
Кто найдет, того и будет
Алла Гореликова
Два года назад... или три? Время спуталось, смешалось — то несется, то тянется, и трудно поверить, что недавно просто жили... Конфетная фольга под зеленым осколком бутылочного стекла. Зеленые Тонькины глазищи под жидкой белобрысой челкой.
— Вот. Просто ты должен найти. А я — твою...
Шоколад
Непростые ответы на простые вопросы
В темном шоколаде антиоксидантов вдвое больше, чем в молочном. Но дело не только в этом. Недавно ученые выяснили, что молоко препятствует всасыванию антиоксидантов какао в организм. Поэтому шоколад лучше есть натуральный, темный и не запивать его молоком.
Космос — это урожай
Кстати о космосе
П. Данилов
В двадцатые годы XX века, после открытия американским астроном Л. Лоуэлом сезонных изменений цвета каналов на Марсе возникла идея, что это может быть связано с цветением и увяданием марсианских растений.