«Химия и Жизнь», Сентябрь 2006

В номере:

Божья кара или стихийное бедствие?
Кеннеди Д.
  Размышления
В английском законодательстве стихийные бедствия по-прежнему называют Деяниями Господа. Однако катастрофа в Нью-Орлеане не только не может считаться Деянием Господа, но даже не удовлетворяет определению стихийного бедствия…
Детеныши иного вида
Амстиславский С.Я.
Сегодня представляется вполне реальным, что когда в природе исчезнут последние живые представители некоторых млекопитающих, то их замороженные эмбрионы будут подсаживать «приемным матерям» близкородственных видов.
Телегония мнимая и реальная
Гольдфаин И.И.
В XIX веке коннозаводчики стали свидетелями удивительного явления: у кобыл, несколько лет назад побывавших под самцами-зебрами, стали рождаться полосатые жеребята. И это при том, что «отцами» их были породистые чистокровные жеребцы…
Действующие лица и исполнители: история барионов
Сокальский И.А.
  Картина мира: физика
Мир, в котором мы существуем, кажется нам стабильным и незыблемым. Однако на самом деле Вселенная изменяется, и очень динамично. Просто человеческая жизнь и даже история человечества слишком коротки, чтобы эти изменения заметить.
Кто догоняет меня, кусает меня...
Джордано Бруно
История развития представлений о Вселенной полна драматических моментов, и никто не расскажет о них лучше, чем классик, знающий эту борьбу не понаслышке.
Химия за пределами полимеров
Масанов А.Ю.
Основоположник супрамолекулярной химии Жан-Мари Лен назвал ее «химией за пределами молекулы». За тридцать лет из нового направления выделилось несколько, в частности отдельной жизнью зажили супрамолекулярные полимеры. По аналогии их можно назвать «химией за пределами полимеров».
Гвоздь в башке
Головные боли бывают практически у всех, но не всякая головная боль – мигрень. Мигрень – мучительное заболевание, которое надолго выводит людей из рабочего состояния и уже пятьдесят лет назад казалось, что механизм этого заболевания проясняется. Однако с начала 90-х годов прошлого века новые факты перестали укладываться в стройную теорию.
Ударим белокопытником по аллергии и мигрени
Садовский А.С.
Медики знают немало курьезов, когда одна болезнь или лекарство от нее помогали от совсем иного заболевания. В истории с профилактикой мигрени есть целых два таких случая.
Ребро Адама
Ефетов К.А.
Представьте себе ситуацию: семейная пара в связи с бесплодием попадает на прием в генетическую консультацию. Врач, осмотрев мужа и жену и сделав исследования, просит мужа зайти к нему в кабинет и сообщает: «Очень жаль, но детей у вас не будет, так как вы женаты на мужчине...»
Царь Борис: история и патология
Травин А.А
Среди высокоодаренных людей и общепризнанных гениев численность подагриков значительно превышает характерный для общей популяции показатель этой болезни. Таким образом, становятся ясны биологические истоки невероятной энергии и целеустремленности Годунова.
Королева цитогенетики
Раменский Е.В.
Книга «А.А.Прокофьева-Бельговская. Портрет на фоне хромосом» посвящена одной из крупнейших ученых с удавшейся научной судьбой, создательнице собственной школы цитогенетиков. Этот том составили и написали ученики Александры Алексеевны, профессора Юрий Федорович Богданов, Наталья Алексеевна Ляпунова и Юлия Анатольевна Ревазова.
Он из «Химии и жизни»
  Память
Борис Борисович Багаряцкий с первого прихода в журнал и до конца своих дней был нашим, был человеком ХиЖ. Господь наградил его умом, обаянием, глубокой порядочностью, светлым идеализмом, умением не унывать, особым даром дружить и любить. Обделил только здоровьем…
Шунгиты — самые древние скопления органики
Кизильштейн Л.Я.
Какими были те древние микроорганизмы, из которых сформировалась загадочная горная порода — шунгиты? Если они походили на синезеленые водоросли, дожившие до наших дней, то возникает ряд любопытных гипотез.
EICOS-2006: большая экскурсия в науку
Организаторы программы EICOS — это ученые, которые стремятся помочь журналистам, пишущим о науке, лучше понимать то, о чем пишут. С этой целью они пошли на беспрецедентные меры: пустить этих любопытных и предприимчивых людей в лаборатории лучших европейских и израильских институтов.
Глаза василиска
Днепров С.
Журавль в небе
Волошина О.
  Кстати, о птичках
Вряд ли найдется народ, близко знакомый с журавлями и не испытывающий к ним самых добрых чувств. Журавли красивы, пластичны, а их звучный голос может вышибить слезу из самого закоренелого циника!