«Химия и Жизнь», Октябрь 2004

В номере:

Истоки уральской биологии
Истоки уральской биологии
Большаков В.В.
Институт экологии растений и животных — крупнейший биологический институт на Урале — стал родоначальником всех биологических учреждений в этом регионе.
Пределы загрязнения
Пределы загрязнения
Литвинов М.
Будет ли природа вокруг металлургических заводов России приведена в порядок, пока сказать невозможно, однако за границей положительные примеры есть.
Слои истории
Слои истории
Литвинов М.
В теплое лето дерево растет быстрее, чем в холодное, и годичное кольцо получается шире. Похолодания, заморозки, вспышки численности насекомых, объедающих листья, недостаток влаги и другие события делают кольца узкими. Многое из того, что происходило вокруг дерева при его жизни, записывается в строении древесины — вот почему годичными кольцами интересуются экологи.
Заметки астрометриста
Быков О.П.
Так получилось, что в современной астрономии господствующее положение заняла астрофизика. Новые мощные наземные телескопы последних десятилетий предоставили огромное количество информации о Вселенной. Астрометрия выглядит не столь привлекательно: на Западе кое-где ее уже «не видят» как самостоятельную науку, а считают неким вычислительным приложением к астрофизике. Небесную же механику зачастую трактуют как баллистику: подумаешь, эка невидаль рассчитать траекторию ракеты или космического аппарата. Но эта точка зрения несправедлива: и та, и другая науки сохранили свое самостоятельное значение.
Феникс — гость из космоса?
Закрытая статья
Феникс — гость из космоса?
Соколов М.
Феникс на самом деле не птица, а космический корабль? Почему бы и нет!
ВТСП: что мы имеем
ВТСП: что мы имеем
Сверхпроводниковые технологии вышли на уровень, на котором возможно создавать электроэнергетическое оборудование, существенно превосходящее традиционное по кпд, весу и объему (в два-три раза меньше и легче).
Не лежится кристаллу на воде
Не лежится кристаллу на воде
В статье «Газообразные, поверхностно-активные» (см. «Химия и жизнь», 2004, № 7) рассказано о процессах, происходящих в кювете c двумя или тремя жидкостями, одна из которых — фторорганическая. Естественно, автор работы исследовал и другие жидкости, но здесь мы рассмотрим его эксперименты с твердыми телами, бултыхающимися в жидкостях.
Простота и сложность бактерий
Простота и сложность бактерий
Трчунян Армен
Бактерии отличаются от других организмов тем, что обитают в необычайно разнообразных условиях. Они легко адаптируются к разным условиям среды обитания. Возможно, причина в том, что они просты, надежно защищены и могут обходиться немногими веществами, поступающими в клетку извне. Однако эти организмы все же достаточно не примитивны — у них есть особые механизмы адаптации.
Серьезные игры гормонов
Молекулы жизни
Серьезные игры гормонов
Слово «гормон» часто вызывает фривольные ассоциации: у кого-то они выделяются в избытке, да еще где-то и играют... Но о том, как гормоны играют, мы поговорим в другой раз, в рубрике «Проблемы и методы любви». Сейчас — о том, как они работают.
Специалист по стрельбе языком
Специалист по стрельбе языком
Чегодаев А.Е.
Хамелеоны интересовали людей всегда. Аристотель описал его еще в 48 году до н. э. Он отметил, что окраска меняется, когда животное надувается, а римлянин Плиний ошибочно связывал изменение окраски исключительно с фоном. В XVII веке немецкий ученый Вормиус, представитель сенсуализма в психологии, объяснял цветовую игру «страданиями и переживаниями» животного, а рационалистичный Рене Декарт считал, что это явление вызвано различиями в отражении солнечных лучей от его кожи.
«Небесный тихоход» изучает Арктику
«Небесный тихоход» изучает Арктику
Вехов Н.В.
Сегодня у нас в стране об арктической экспедиции на «Графе Цеппелине» мало кто знает. Зарубежному читателю повезло больше: в свое время в Европе и Америке ее материалы широко освещались в прессе. Полярники-иностранцы и сейчас помнят об историческом полете международной экспедиции и используют ее материалы, но в СССР о ней решили забыть.
Между гениальностью и психопатией
Между гениальностью и психопатией
Эфроимсон В.П.
«Есть люди крупные и яркие; есть люди крупные, но не яркие; есть люди некрупные, но яркие; есть люди, которые много крупнее своих дел; есть люди, гораздо более мелкие, чем их дела. Автор принадлежит к последней группе и даже чуть гордится этим». Классик отечественной генетики В.П.Эфроимсон не дожил до издания своих главных книг. Зато дожили мы.
Несчастная любовь с точки зрения эволюции
Проблемы и методы любви
Несчастная любовь с точки зрения эволюции
Любовь (сконцентрированная совокупность поклонения, преклонения, обожания, нежности, страсти, ярости и отчаяния) возникла на заре эволюции современного человека как механизм блокады его инстинктивного страха смерти. Возникла и закрепилась.
Две внучки Д.И.Менделеева
Две внучки Д.И.Менделеева
Мустафин Д.И.
Многие внуки и внучки Д.И.Менделеева или умирали при рождении, или их жизнь в этом мире была краткой и неприметной. Наиболее яркий след в истории и памяти людей оставили самая первая внучка Д.И.Менделеева от сына Владимира и самая последняя внучка от дочери Марии. Первая — потому что вся ее жизнь от рождения до смерти была окружена тайной, подлинно восточной мистикой. Последняя — потому что ее жизнь, поступки и поведение были предметом беззастенчивого обсуждения и осуждения.
Свидетель и пророк
Вернисаж
Свидетель и пророк
Яхнин Е.Д.
Оба художника — Генри Мур и Вадим Сидур — принадлежали своему веку, олицетворяли его. Один ощущал его изломы, пропускал их через себя и выражал искаженное бытие в формах своего творчества. Он хотел понять душу природы и хоть как-то облагородить человека в общении с ней. Другой обличал, протестовал, требовал, заклинал человечество опомниться, понимая тщету своих усилий.
Башня
Башня
Ситников М.
Самоорганизация ржавчины
Фотофакт
Самоорганизация ржавчины
Ржавчина может оказаться вовсе не бесформенным порошком; порой она способна собираться в структуры, подобные тем, что создают живые существа.