«Химия и Жизнь», Июнь 2004

В номере:

Поляков М.
  Проблемы и методы науки
Научное направление под названием «зеленая химия» возникло в 90-х годах ХХ века и довольно быстро нашло сторонников в химическом сообществе. Зеленая химия предполагает вдумчивый отбор исходных материалов и схем процессов, которые исключают использование вредных веществ, и призваны кардинально сократить влияние на окружающую среду крупнотоннажных химических производств.  >>
Арсенал ученого XXI века: шесть способов увидеть невиданное
Комаров С.М., Максименко О.О.
  Проблемы и методы науки
В прошлом году два государственных научных фонда - РФФИ и Фонд содействия малым формам предприятий в научно-технической сфере выделили финансирование на доведение фундаментальных работ до прикладного результата и внедрение их на производство. Если полистать список этих проектов, то можно найти немало интересных разработок, где проявились те самые нестандартные подходы и изощренность фантазии, которой славятся российские ученые.
Цветочки для Дюймовочки
Бердоносов С.С., Знаменская И.В.
Какие цветы не завянут в течение долгих лет? Только цветы из карбоната кальция. Вот только разглядеть их можно разве что в микроскоп.
Электроны и электродные трубы
Открытие углеродных нанотрубок — одно из наиболее важных достижений современной науки. Эта форма углерода по своей структуре занимает промежуточное положение между графитом и фуллеренами, однако многие ее свойства не имеют ничего общего ни с тем ни с другими...
Пластичность мозга
Харченко Е.П., Клименко М.Н.
  Проблемы и методы науки
Парадоксальный пример пластичности мозга — случай гидроцефалии у математика, приведшей к утрате почти 95% коры и не повлиявшей на его высокие интеллектуальные способности. Журнал «Science» опубликовал по этому поводу статью «Действительно ли нам нужен мозг?»
Сказал ли кто-то «мяу»?
Если вы хотите что-то сообщить, чтобы не было понятно непосвященным, вы используете кодирование. А что надо применять, чтобы никто и не догадался, что вы хотите сообщить что-то секретное?... Почти все, кто пишет о стенографии, приводят в пример послание, которое было написано на обритой голове курьера и скрыто затем под отросшими волосами. Хотя этот способ тайной переписки как раз и не является стеганографией.
Золото в бутылке
Еще в древних трактатах упоминается питьевое золото. И вот современные изготовители спиртного выпускают «Золотой шнапс». Действительно ли там есть золото, как пишут на бутылке?
В чем еще растворяется золото?
Абрамский А.Ю., Леенсон И.А.
Комментарии к письму нашего читателя, проясняющие некоторые свойства золота, продолжают «золотую» тему, поднятую в нашем журнале около двадцати лет назад.
Встреча гигантов
  События
В апреле состоялось знаменательное событие — в Институте биоорганической химии РАН прошел международный научный симпозиум по структурной биологии, в котором приняли участие всего две стороны: ученые ИБХ РАН и ученые, ведущие фундаментальные научные разработки в швейцарской фармацевтической компании «Novartis AG».
Нет ни кислот, ни оснований!
Кусаинова К.М.
Спросите химика, кто автор кислотно-основной теории, и услышите в ответ фамилии Аррениуса, Лоури, Бренстеда, Льюиса... Мало кто вспомнит Михаила Ильича Усановича. Между тем его обобщенная теория кислот и оснований применяется при теоретической интерпретации химических процессов.
«Летит лишь тьма быстрее света»
Сисакян А.
  Литературные страницы
Автор небольшой подборки стихов, которая перед вами, — маститый физик, автор многих научных исследований, с 1989 года — вице-директор Объединенного института ядерных исследований в Дубне.
Сам Бог велел
Горяшко А.
В последние годы термин «экология» прочно вошел в обиход церкви, ее служители все чаще обращаются к экологической тематике. Статьи на эту тему стали появляться в "Журнале Московской патриархии", а Русский христианский гуманитарный институт даже выпустил сборник "Христианство и экология". Во всех изданиях активно обсуждается вопрос, который огрубленно можно сформулировать так: определил ли Бог человеку господствовать над природой, или Он придавал равное значение всем тварям?
Пустынный крокодил, или Серый варан
Чегодаев А.Е.
Серый варан в своей дремотной Средней Азии и не предполагал, что в Советском Туркестане с него станут сдирать шкуру, причем в прямом смысле этого слова...
Малые молекулы организмов
Литвинов М.
  Молекулы жизни
Помимо больших, наши тела и тела других существ образует множество маленьких молекул. Их разнообразие неимоверно велико; их превращения в глубинах клеток — та питательная среда, из которой вырастают листья и корни, кожа и мышцы, внутренние органы и внешние украшения бактерий и грибов, растений и животных.
Длиннохвостые соседи
Каменский А.А.
На кафедре физиологии биологического факультета МГУ крыс любят все. А коллекции экспонатов на тему крыс и мышей завидует даже знаменитый музей города Мышкина.
Как растет филиненок?
Еремкин Г.С., Никулин В.А.
Интересный и подробный отчет о развитии птенца филина - одной из самых редких птиц Подмосковья.
Американский аквариум
Кирпичев В.
Луч света в мыльном царстве
В физике не принято употреблять слово «чудо». Но авторы работы «Лазерный луч в мыльной пленке», А.В.Старцев и Ю.Ю.Стойлов, это слово используют. И правда, они наблюдали загадочное явление.