«Химия и Жизнь», Март 2003

В номере:

Сверххимия
Благутина В.В.
  Проблемы и методы науки
На рубеже 90-х годов появилась новая область знания — супрамолекулярная химия. С помощью нее удалось, наконец, смоделировать процессы, происходящие в живой природе, например самоорганизацию и самосборку больших молекул.
Минималистское описание минималистской технологии
Хачоян А.В.
Нелегко написать брошюру, просмотрев которую, бизнесмен заинтересуется проблемой настолько, что потянется к чековой книжке и задумается об инвестициях. Особенно если брошюра посвящена нанотехнологиям.
Москалев Е.В.
Безобидная, казалось бы, клещевина, может стать страшным оружием в руках террористов. В 1978 году с помощью рицина в Лондоне был убит болгарский диссидент Георгий Марков. Он умер от укола зонтиком, в игле-наконечнике которого была спрятана капсула с этим ядом.  >>
Трагедии на «Божьей дороге»
Фащук Д.Я.
Иван Грозный называл океан «Божьей дорогой», принадлежащей всем и никому. Эту дорогу загрязняют все, кому не лень.... В 1991 году, после операции "Буря в пустыне", две трети побережья Кувейта было покрыто слоем нефти из сухопутных хранилищ. В воды Персидского залива сбросили 1,2 млн. тонн нефти - в десять раз больше, чем все розливы нефти за историю работы танкерного флота и ее добычи в море. Что присходит с нефтью в воде? Как на нее реагируют морские обитатели?...черноморской ставриде для очистки организма от нефти необходимо пожить в свежей воде от суток до нескольких недель, причем более жирная рыба отмывается значительно медленнее, чем худая. Французские устрицы и английские лососи не могут позволить себе такую роскошь и погибают...
Как возникают окаменелости
Кизильштейн Л.Я.
  Проблемы и методы науки
Природа - удивительный механизм, оставляющий памятники предыдущих эпох ничуть не хуже человека. Предмет этой статьи - псевдоморфозы по ископаемым органическим остаткам. Попытаемся понять, как появились окаменевшие растения, микроорганизмы, раковины моллюсков, обитавших на дне рек, морей и океанов в далекие геологические эпохи.
Узник — создатель плазмохимии
Глушнев С.В.
В советскую эпоху происходило немало трагедий. Жертвой сталинских репрессий стал и профессор, доктор физико-математических наук Лев Соломонович Полак — выдающийся физикохимик XX столетия, один из создателей плазмохимии.
Фараон и его золото
Новгородова М.И.
При раскопках гробницы Тутанхамона обнаружили золотые украшения необычного для золота цвета - красные и розовые, синие и фиолетовые. Но разве золото может быть синим?
Экскурсия в замок Снежной Королевы
Богомолов М.А.
Кто из нас не любовался ледяными узорами? Но вряд ли кто-нибудь видел такое...
Королева-девственница: история иллюзий
Духанина М.
Кто-то из великих однажды горько пошутил: "История - это наука с непредсказуемым прошлым". Это высказывание относилось к России. Однако "непредсказуемость прошлого" характерна не только для нашей страны. Эта статья - психологическое (а в чем-то медико-психологическое) исследование, главная героиня которого - королева Англии Елизавета I. Жизнь ее полна тайн, в том числе физиологических.
О биологии равноправия, или За прекрасных бабушек!
  Проблемы и методы любви
В этой заметке мы попытаемся рассмотреть самый актуальные вопрос текущего месяца. Когда мы добьемся равноправия с мужчинами? И возможно ли такое равноправие с биологической точки зрения?... "Ни одна женщина не станет считать себя неотразимой, если она плешивая, пузатая и в нечищенных туфлях, а с мужчинами такое случается сплошь и рядом. Мужчина, как правило, не способен отыскать в хорошо знакомом помещении емкость с пищей, если она накрыта непрозрачной крышкой или фольгой; между тем в экспериментах физиологов, изучающих сравнительное мышление животных, с подобными задачами легко справляются даже вороны и хорьки...."
Об упадке котоведения
Помпоний Квадрат
  Из писем в редакцию
Девятое марта
Чекмарев С.
Рогатая жертва бактериологов
  Жертва науки
Если спросить далекого от биологии человека перечислить лабораторных животных, он, скорее всего, вспомнит крыс, мышей и собак. Морские свинки не столь знамениты, хотя сто лет назад именно они были основными обитателями лабораторных вивариев.